Большое спасибо за аплодисменты и отдельное спасибо за то, что вы пришли. Потому что суббота.. Можно было бы и погулять, поспать, почитать. А вы пришли. Спасибо вам большое!
Добрый день, доорогие друзья! Я рад вас приветствовать на нашем очередном мероприятии, очередной открытой лекции в рамках проекта «Открытое пространство». Рад, что собралось так много людей. Присоединяюсь к Брониславу Яковлевичу. Спасибо за то, что пришли в этот не очень погожий день. Мы продолжаем наш проект, мы движемся дальше. Хочется сразу выразить благодарность школе «Репное» за оказанную поддержку и лично Ирине Михайловне Карповой, а также Книжному клубу «Петровский» за то, что любезно предоставили нам возможность провести эту открытую лекцию вот в этих стенах. Сегодня у нас крайне интересный лектор, крайне интересный человек, который прочитает интереснейшую лекцию. Я с огромным удовольствием представляю вам кандидата исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории, философии и культуры Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, искуствоведа Бронислава Яковлевича Табачникова. У нас следующий регламент: сейчас около часа, может чуть больше, Бронислав Яковлевич будет держать слово, держать монолог, а затем у нас останется время на вопросы. Вы сможете спросить всё, что вас интересует и Бронислав Яковлевич, я думаю, вам ответит. Не буду больше нас всех задерживать и передаю Брониславу Яковлевичу слово.
Спасибо! Если выражаться терминологией Артёма — крайне благодарен!
Итак, почему эта тема? Конституция Соединённых Штатов и проблемы российского конституционализма... Есть такой повод, как говорят журналисты, информационный. В декабре, уже совсем скоро, исполняется 20 лет со дня принятия новой российской Конституции. Это само по себе значительно и интересно, потому что такой Конституции, как была принята в декабре 1993 года, у нас ещё не было. И я потом скажу, почему она для нас интересна и чем она отличается от Конституций советского периода, которых было довольно много. И конституционный мировой опыт, и сопоставление конституции Соединённых Штатов с тем, что мы имеем, мне представляется достаточно важным для того, чтобы уяснить себе всю суть идеи конституционализма, всю глубину идеи. Давайте сразу договоримся. Договоримся вот о чём, мои дорогие друзья. Я ещё раз не могу не сказать вам спасибо за то, что вы пришли. Договоримся вот о чём. Есть Конституция материальная, вот она, пожалуйста, я вам её покажу. Это материальная Конституция Соединённых Штатов Америки. Видите, какая тоненькая книжечка? И есть Конституция реальная, то есть реальная жизнь, которая имеет место быть за стенами вашего дома, этого дома, дома ваших родителей.. И они часто не совпадают. Но сам по себе опыт создания Конституции, попытка утвердить те идеи, те мысли, те реальные ценности, которые для нас, для каждого из нас дороги, это уже очень и очень важно. Потому что Конституция — это шаг к прогрессу. И это шаг к свободе. Откуда зародилась идея конституционализма? Ведь мы знаем, что и римское право было, которое очень высоко ставило частную собственность и свободу отношений между любви. Мы с вами хорошо знаем Веницианскую республику, которая блистательно осуществляла демократическое правление, причём мудрое демократическое правление. Они дожей выбирали которые постарше, и которые побогаче, чтобы они не долго там сидели, во дворце Дожей. Чтобы ротация руководящих кадров была бы очень динамичной. Всё это мы знаем. Но только великие деятели Просвещения — Руссо, Дидро, Вольтер, Гуго Гроций — они определили ценность свободной личности. И это было не случайно. Потому что их произведения стали той духовной базой, на которой поднялась идея конституционализма. В чём её сокровенный смысл, идеи конституционализма, из которой выросла и Конституция Соединённых Штатов, и Конституция Франции и все другие конституции Европы и мира? Идея конституционализма в том, чтобы оградить человека от произвола власти и от произвола церкви. Вот что для них было прежде всего важно.
Это время, когда была принята первая американская Конституция — время первых мощных буржуазных революций. А в чём их причины? В марксистской историографии часто говорилось о том, что причина в несоответствии производительных сил производственным отношениям. Я думаю, что в другом. Я очень уважаю Маркса и не думаю, что так уж он был неправ во всём, как это сейчас принято показывать. Нет, Маркс был мощным умом и мощным интеллектом обладал и много из того, о чём он писал, подтвердилось. Но не в этом дело. Дело в том, что конечно же на сцену реальной жизни вышел другой человек. Вы помните скромную строчку из «Моцарта и Сальери»? «Коль взгрустнётся, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Это пьеса французского драматурга Пьера Бомарше. И шампанское, и Фигаро для него в одном ряду стоят. Потому что Фигаро — это человек третьего сословия. Это цирюльник, парикмахер. Очень деятельный, очень разумный, изобретательный. Человек, который стремится устроить свою жизнь самостоятельно и наиболее оптимально. А что же, спрашивается, ему мешает? Ему мешает произвол Короны! Ему мешает неизбывный клирикализм, который Францию, Испанию накрыл в XVI, XVII, XVIII веке. Ведь вы поймите, шёл XVIII век, а во Франции оставалось живым право первой ночи. Или право «мёртвой руки». И богатый человек, каким был Фигаро, он был богатым человеком, к нему, как вы знаете, очереди стояли. Ибо он и там, и здесь.. Недаром эти два гиганта Россини и Моцарт отдали ему дань невероятного уважения. И этот человек не был ограждён от произвола. Точно так же и американская Конституция родилась. 1 сентября 1700 года. И в этот день у берегов Атлантики, там, где сейчас стоит Филадельфия, высаживается адмирал Пенн. Недаром этот штат называется Пеннсильвания. Адмирал Пенн и 1700 квакеров. То есть 1700 протестантов. Которые уходят от презренной католической Англии, которые не хотят служить Короне. Они хотят быть свободными людьми, они исповедуют логику протестантизма. А В чём эта логика протестантизма? Бог на небе и он видит, кто чего стоит. И всем раздает по заслугам. Стыдно быть бездельником, стыдно быть бедным, стыдно быть порочным. А если ты работаешь, то ты служишь Богу. И вот 1700 этих людей, а вслед за ними ещё другие приехали, они на территории 13 первых штатов создали, ну прямо скажем, довольно интенсивную и довольно благополучную жизнь. Корона обирала их нещадно. Британская корона. Это были колониальные земли. Но самое главное не то, что они их обирали, обкладывали налогами бесконечными, что они творили всё что хотели. Главное — они унижали их. И эти люди, довольно богатые, интересные. Знаете, впервые я побывал в Америке 20 лет тому назад, и пешком прошёлся вдоль атлантического побережья в штате Коннектикут и в штате Род-Айленд. Я видел эти дома, они и сохраняются, которые построили первые колонисты. И видно было, с каким вкусом эти люди, какие потребности у них. И вот эти люди, которые ощутили свою значимость, свою высокую принадлежность к большому делу, они вынуждены были терпеть издевательства Короны. И вот это стало причиной революции. И причиной победы этой революции над английской Короной. Естественно, речь у нас сегодня не о революции, хотя, если будет желание, мы можем поговорить и об этом. Но как бы там ни было, к концу XVIII века, то есть к 70-м годам они поняли, что они могут оказаться перед Короной разоруженными. Каким образом? Если штаты, в которых уже была Конституция, вот в этих 13 штатах, останутся как пальцы пятерни вот в таком состоянии, то Корона их задавит очень быстро. Поэтому самое время объединиться. Но на основе чего? В каждом штате есть Конституция. Нужно сказать, что они были столь пассионарны, эти жители штатов и их идеологи, что все писали Конституции. И Конституции штатов были очень неплохими. Но нужна была единая, могучая, мощная, идеологическая константа, которая объединила бы все эти 13 штатов. И возвращаясь на 20 лет назад, когда я впервые приехал туда, в штат Делавэр, я спросил у брата, который там уже жил. Написано, первым дело я увидел: «Delaware - first state». Я спросил: «Почему first state? Почему первый?». Потому что они первые подписали Конституцию. Они первые согласились, штат Делавэр, поддержать эту Конституцию и сделать её Конституцией союзной, хотя у них была своя Конституция. И вот так родилась эта Конституция. В мае, 25 мая 1787 года 55 богатых людей, судовладельцы, купцы, адвокаты собрались в Филадельфии, таком красном интересном здании. Спорили, конечно, до умопомрачения. Но в конечном счёте пришли к выводу, пришли к консенсусу и приняли Конституцию. Почему пришли к консенсусу? А потому что, я позволю себе высказать соображение о том, что католицизм имел одну особенность. Ведь ещё не было никаких государств, когда католицизм утвердился как некий феномен в человеческом универсуме. И католицизму пришлось всё время соперничать со светской властью. Конечно, это был трудный путь к консенсусу светской власти и католицизма. Но за 5, 7, 8 веков этот путь был пройден и они научились находить консенсуc.
Я сопоставляю сегодня. Я читаю «Новую Газету». Я вижу, что авторы этой газеты кладут Путина на землю и ходят по нему. Договариваться с ним они не хотят, они его в упор не видят. Вот этой культуры консенсуса, культуры диалога, попытки найти наиболее интересный выход из тяжелой ситуации - у них нет. У этих людей, собравшихся в Филадельфии это было. В 1787 году 17 сентября конституция была одобрена конвентом Филадельфийским, а вступила в силу с 4 марта 1789 года. Таким образом, Вам нетрудно подсчитать, что этому документу 220 лет. И за 220 лет было внесено всего 27 поправок. Стало быть, мы можем с Вами ощутить силу этого документа, крепость, корневые глубины, которые неизменяемы.
А сейчас самый момент перейти к принципам этой конституции. Почему эти принципы до сих пор актуальны, почему они работают и почему они признаны всем интеллектуальным миром. Первый принцип — принцип республиканизма. Речь идет о том, что конституция рождалась в борьбе с короной британской. С другой стороны, от Британии они далеко уйти не могли, потому что они выросли там, в Британии. Они впитали ее воздух, ее политическую культуру, ее идеологию, но хотели себя противопоставить. Поэтому, если у Вас корона, то у нас республика. А что это такое? А это только выборное ответственное правительство, которое меняется в строго установленные сроки. Вот что такое республиканизм. Не король, который может сидеть на троне. Ну, мы видим сегодняшнюю королеву Елизавету Георгиевну, она 26 года рождения и на престол она взошла в 52 году. Можете себе представить, сколько ей лет, в прошлом году отмечали ее 60-летие проживание в Букингемском дворце. Этого нам не надо-сказали они. Нужно ответственное правительство, которое будет сменяемо в установленные сроки.
Второй принцип очень и очень важный, на мой взгляд, защита свободы и собственности. То, что это были судовладельцы, то, что это были люди от земли; люди, которые сделали карьеру и богатство, своим - зачастую непосильным трудом, потому что дорого ведь не было, как сейчас. И орудия труда были совсем не такие, как сейчас. И вот эти люди поняли, что человек приходит в этот мир для двух дел. Первое, очень важное дело — это сохранить себя. И второе, очень важное дело - это самореализовать себя. Самореализовать себя он может только двояко. Он может стать хорошим поваром, столяром, врачом, он может стать хорошим учителем или адвокатом. Он реализует себя в творчестве, которое я трактую, как хорошую качественную, высоковостребованную работу. И второе, в чем он может себя самореализовать — только в любви. А раз так, то человек должен быть наделен тремя естественными правами. Какими? Право на жизнь, свобода и право собственности. Это естественные права, которые не могут оспариваться, которые принадлежат каждому от рождения. И они эти права чрезвычайно сильно педалируют, поэтому второй принцип — это защита свободы и собственности. Этими правами, о которых мы говорили, наделены все люди от рождения, независимо от происхождения. Третий принцип, очень важный — общественный договор. Вы выбираете меня в правительство, значит, вы доверяете мне. Поэтому Вы доверяете мне что? Чтобы я защищал Вашу жизнь, Вашу собственность, и Вашу свободу. Вы доверяете мне это. А что я от Вас прошу? А я прошу от Вас быть послушными, уважать законы, и действовать в соответствии с законом и с волей Божией. Действовать так, как Вам подсказывает Ваша совесть. Причем еще раз хочу подчеркнуть - Ваша религиозная совесть, Ваша протестантская совесть.
Четвертый момент - верховенство федерального права. Вы же понимаете, здесь был очень интересный момент. Они так увлеклись написанием конституцией в своих штатах, они так влюбились в себя, что уйти от этого им было трудно. Но отцы основатели говорили им — друзья, если мы будем каждый тянуть (извините за грубость) «одеяло на себя», то мы перед короной не устоим. Поэтому должно быть главенство федерального права. Мы разграничим наши права, права союза и права штатов, но главным должно быть федеральное право. Пятый принцип, очень важный, - бикамерализм. Тут сказалось то, что эти ребята приехали из океана, из Великобритании. Двухпалатность. Они очень хорошо понимали. Я Вам сейчас покажу, как это на практике однажды сработало. Они очень хорошо понимали, что в нижнюю палату представителей могут попасть люди самые разные, люди с улицы, откуда хотите. И эти люди своей горячностью, необузданностью могут принимать зачастую решения не очень адекватные, поэтому нужна верхняя палата, которая бы остужала их пыл и их экспрессию. И я Вам расскажу, как я это видел на практике. 1998 год. Это было мое второе путешествие в Соединенные Штаты. В это время был объявлен импичмент президенту Билу Клинтону. Импичмент не потому, что у него возникли какие-то отношения с Моникой Левински — практиканткой Белого дома. Нет, это дело его и его семьи. Он врал, говорил неправду под присягой, а прокурор Стар требовал отставки и импичмента президенту за то, что тот обманывал народ под присягой. Включишь утром радио, идут дебаты и все говорят про Клинтона. И вот собирается палата представителей, заседание идет 14 часов. Я не мог оторваться от этого. В палате представителей 635 человек. Каждый должен был выступить по 1 минуте и сказать - за или он против. И палата представителей проголосовала за импичмент президенту БилуДжефферсон Клинтону. А сенат сказал: «Нет, ребята, Вы плохо слушаете улицу. А улица говорит, чего они придрались к этому парню.
Никогда безработица не была такой маленькой, такого невысокого уровня, как сейчас. Никогда не было столь дешевого бензина в Соединенных Штатах, никогда не было вот этого роста дороговизны, как во времена президента Клинтона. Он очень способный парень, и они начинали вспоминать его биографию. А его биография строилась, конечно, при всей прелести этой конституции. Еще 50-60 лет тому назад были кафе для белых, и были таблички «Черным вход воспрещен». Это - школы для белых, и черным сюда войти нельзя. И что Вы думаете? Дуайту Эйзенхауэру — герою войны, избранному президентом в начале 50 — х годов, было невероятно стыдно за такое состояние Америки. И он принял решение о том, что все дети могут учиться в одних школах. И тогда в городе Литл Рок встали стеной белые расисты и этих черных детишек в школу не пускали. И Дуайт Эйзенхауэр с батальоном национальной гвардии прибыл в этот штат, и осадил расистов. Вы думаете, надолго? Нет. Прошло 4 -5 лет, и с этим же столкнулся Джон Фицджеральд Кеннеди, который пришел на смену Дуайту Эйзенхауэру. И ему с батальоном национальной гвардии пришлось приехать в город Литл Рок, штат Арканзас. И вот там его впервые увидел Билл Клинтон. Вот эта знаменитая фраза, которую приписывают Кеннеди. «Не спрашивайте, что для вас может сделать Америка, спросите себя, что можете Вы сделать для нее.» Она, между прочим, принадлежит 16-летнему Клинтону. Он был из очень бедной и неблагополучной семьи. Еще до рождения отец на мотоцикле влетел куда-то и погиб. Отец был пьяницей. И все-таки он сделал карьеру, учился в Гарварде, он учился прекрасно. Демократическая партия двигала его вплоть до президентского поста. И когда объявляли импичмент ему, то многие это вспомнили, что он парень из глубинки. И Сенат отказался объявить ему импичмент. И палата представителей в соответствии с конституцией должна была согласиться с этим.
Вот это бикамерализм. Усвоенный, я повторяю, от англичан, палата лордов и нижняя палата. Это был пятый принцип. Шестой принцип — федерализм. И мы уже частично о нем говорили, потому что шестой принцип — это целостность, это невозможность страны мыслить по-рязански и по-нижегородски, по-арканзаски или по-верджински. И еще очень важный момент федерализма. Он состоит в том, что четко разграничиваются полномочия. Это полномочия союза, это полномочия штатов. И они пересекаются только в двух случаях: вот это могут и союз и штаты, а это не могут ни союз, ни штаты. Штаты не могут заключать международные договора, печатать свою валюту, а это может только союз. И вот этот принцип федерализма необычайно важен. Я всегда своим слушателям говорил. Ну, какая у нас федерация? Только не подумайте, что я поклонник Лужкова, нет. Ну, какая эта федерация. Только что его избрали мером, а через 2 дня Медведев его отстраняет от должности. Какая это федерация?»
Все штаты равны по отношению к союзу. Какое равенство? Если мы платим из нашего бюджета 47% в бюджет России, а Татарстан и Башкортостан по 4 %. Какой это федерализм? И вообще, какое равенство, если у нас формула, например, Индия — 1,5 млр человек, 25 штатов и 7 союзных территорий. И наша формула 1+2+9+10+21+43, 86 субъектов федерации. Очень пестрая формула, которая делает федерацию, практически неуправляемой и не федеративной, а унитарной. Хотя мы с Вами понимаем, что Россия ничем, кроме федерации быть не может. Седьмой принцип — это жесткость конституции. Конституцию нельзя менять каждый 20 секунд. Вы хотите поменять конституцию? Вы хотите внести поправку? Пожалуйста. Две трети представителей обеих палат или две трети штатов формулируют эту поправку и выносят ее, и если она принята, то внимание! три четверти легислатур штатов должны ее утвердить. И только после этого поправка будет действовать.
Поэтому за столько лет 27 поправок. Ибо конституция — это закон, это основной закон, это самый высокий закон и его изменять каждый год или каждые 5-6 лет — нельзя. Ну, для того, чтобы быть честным - скажу, что за 20 лет нашей конституции - 14 поправок есть. Идем с опережающим графиком. Восьмой принцип — очень интересный и может быть даже самый главный — разделение властей. Здесь очень много молодежи и я хочу для них сказать. Я хочу, чтобы Вы поняли, что в природе человеческого общежития существует две триады власти. Триада власти по горизонтали — это экономическая, политическая и духовная. Экономическая. Вы понимаете, на примере Соединенных Штатов и других стран, что без того рычага, от которого можно оттолкнуться, от которого можно делать жизнь — свобода и собственность— ничего не бывает. И эта триада власти довольно сильная. Политическая власть - она должна окорачивать власть экономическую, в противном случае нас заставят работать по 15 часов за 30 копеек.
И триада власти по вертикали. Законодательная власть, исполнительная и судебная. Обе эти триады у нас. Обратите внимание, до 93 года были в одних руках. В руках царя, в руках деспота или генсека. Как это все происходило? Смена власти как происходила? 82 год. Умирает Брежнев. Каким образом власть меняется? Каким образом приходи Андропов к власти? Девятое управление госбезопасности закрывает членов политбюро в комнате, и они решают, как папский конклав, кто будет очередным Папой Римским. Вас спрашивают? Нет. Двадцать миллионов коммунистов спрашивают. Да и каких двадцать миллионов?! По переписи населения 1989 года в стране проживало 290 млн. человек в Советском союзе. Кто их спрашивает? Становится генсеком Юрий Владимирович Андропов, который никакого представления о государственной власти не имел, потому что 15 лет сидел на Лубянке. И для него самым главным было вернуть добротный имидж этим органам, поэтому Татьяна Михайловна Лиознова вспоминает, что не один съемочный день «17 мгновений весны» не начинался, пока не приходил офицер с Лубянки. Поэтому разделение властей не было.
И только в 93 году 10 статья конституции провозгласила у нас разделение властей. Ну, что разве мы можем сказать, что разделение властей у нас есть. Нет. Судебная власть только формируется, даже на самом высшем уровне. Юрист Владимир Владимирович Путин долго не мог понять, что такое судебная власть. И мне было даже как-то неудобно, когда актриса Захарова - которая разошлась с мужем французом - обратилась к Путину, что муж не дает возможность встречаться с девочками. Я прошу Вас обратитесь, пожалуйста, у Вас неплохие отношения с президентом. И Путин обращается к Шираку с этой просьбой как-то все уладить. И Ширак ему говорит то, что для них как дважды два четыре. Господин Путин у меня нет никаких рычагов влияния на судебную власть. Вы понимаете, что у нас это далеко не так. Но, а что касается исполнительной власти и власти законодательной — посмотрите «Вести 24», заседание думы. Вы поймете, что исполнительная власть и законодательная в любовном экстазе сливаются постоянно. И даже не поймешь, где какая власть сегодня.
Разделение властей в американской конституции проводится исключительно жестко. Кто представляет законодательную власть? Мы уже говорили. Нижняя палата конгресса и сенат. Кто представляет исполнительную власть? Президент. Президент наделен колоссальными полномочиями. Он глава государства, он глава правительства, он назначает правительство, и он верховный главнокомандующий. Это исполнительная власть. Вы можете понять, кем у нас является президент, который стоит над всеми тремя ветвями власти. Я этого понять не могу. Если мы можем назвать Соединенные Штаты президентской республикой, то Россию мы можем назвать супер президентской республикой, потому что он влияет на все. Каким образом обеспечивается неуклонное разделение властей? Первое - разные источники формирования. Палата представителей избирается всем народом. 635 человек, нарезаются округа, в больших штатах (Техас, Калифорния) их много, в крохотных штатах (Род-Айленд, Вермонт) их мало. И они посылают своих представителей в конгресс. Сенат — а вот здесь неважно, большой у Вас штат или маленький — по два человека от каждого штата, ни от чего независимо. Раньше их избирали легислатурой штатов, т.е. Их законодательные собрания. Теперь тоже пошли по пути демократии. Сенат избирается всеми избирателями этого штата (Вирджинией или Колорадо). Да, и наконец, Верховный Суд. Президент назначает 5 верховных судей и сенат — 4. Таким образом, разные источники формирования власти, разные сроки власти.
Президент выбирается в первый вторник, после первого понедельника, в ноябре високосного года. Почему после первого понедельника, в ноябре? Сбор урожая, и Вы в воскресенье можете увлечься кое-чем. Поэтому первый вторник после первого понедельника мы назначаем выборы президента. И он избирается на 4 года. Здесь есть один момент, очень интересный, в истории Соединенных Штатов. Президент сегодня не может быть избран больше, чем на 2 срока. Раньше этого ограничения не было. Франклин Делано Рузвельт впервые избранный в 32 году, последний раз был избран в 44 году. И 12 апреля 45 года он скончался, за месяц до окончания войны. И сообщество в Соединенных Штатах увидело, что войну пытаются использовать для усиления исполнительной власти. И в 51 году 22 июня была принята 22 поправка конституции, которая жестко определила 2 срока и не больше. Правда, может быть картина очень интересная. Президента избрали - и так было 4 раза в истории Соединенных Штатов, а на следующий день или на следующий месяц он оказался убитым.
Новые выборы не назначаются. Становится вице — президент президентом. И вот его могут избрать еще на 2 срока. А если уже президент, который не по своей воле покинул этот пост, незадолго до своей кончины, то тогда он может быть избран только на один срок президента. Президент — могучая сила, могучая власть и избран он может быть только на 2 срока. Верховный суд — другое дело. Судьи не должны быть подвержены никакому давлению, ни президента, ни палаты, они избираются на всю оставшуюся жизнь. Палата представителей — теперь разные сроки существования. Каждые два года, в тотже вторник, после первого понедельника испытывает ротацию. Сенат тоже, но сенаторы не так часто меняются. Наступает день выборов и по алфавиту на треть сенаторов меняется, две трети сенаторов остаются. Таким образом максимально ты можешь быть сенатором 6 лет, но брат Джона Кеннеди Эдвард Кеннеди был сенатором почти 40 лет. И это несмотря на то, что он попал в автокатастрофу, его секретарша Мери Джо Копечне утонула в этой катастрофе. Были разные слухи, но у него была такая незыблемая харизма и такой могучий авторитет, что до конца своих дней Эдвард Кеннеди был сенатором штата Массачусетс.
Разные источники формирования, разные сроки полномочия, они определяют устойчивость вот этой системы сдержек и противовесов. Вы видите на примере сегодняшнем. Конгресс атакует президента, президент накладывает вето на решение конгресса. О чем сейчас идет речь? Речь идет о том, что в Соединенных Штатах Америки сегодня проживает 310 млн. населения. Из них только 57 млн. имеют медицинскую страховку. А остальные — заболел у Вас зуб — Вы должны идти и платить немалые деньги. Там сделано очень умно. Например, если Вы работаете школьным учителем, то Вы имеете страховку для всей семьи. Но все равно, 57 млн. из 310 млн. это мало. И еще Клинтон думал о реформе медицинской системы, Обама сказал, что он проведет ее. И это тоже знамение времени, потому что если 50 лет тому назад черным вход был воспрещен, то сегодня президент Барак Хусейнович Обама родом из Нигерии. Поэтому он дал себе зарок провести эту медицинскую реформу, происходит столкновение. И опять в игру вступает консенсус. Вот эта привычка находить решения путем долгих, сложных, но очень важных переговоров.
Ну, и наконец, последний принцип. Охрана прав и свобод. В конституции об этом ни слова. Отцы основатели это поняли, и буквально через пару-тройку лет, в 91 году приняли билль о правах. 10 первых поправок конституции. Там не говорилось, что Вы имеете право, там запрещалось ограничивать ваши права. На собственность, ограничивать ваши процессуальные права, иногда до парадокса. Существует в судебной системе правило Миранды. Кто такой Миранда? Выходец из Мексики. Подлец, на котором негде было ставить клеймо. Но суд его оправдал. Когда его арестовали, то добывали показания с нарушениями процессуальных норм. А это билль о правах запрещает. Таким образом, права декларируются, права охраняются вот этими десятью поправками конституции и следующими неконституционными актами. Мы с Вами видим, что американская конституция, которая была принята за 2 года до взятия Бастилии. Подумайте об этом, явилась первой писаной конституцией буржуазного мира. И поэтому, ее пример, ее новеллы, ее суть и ее идеология были положены в основу, принятой в 1791 году, первой конституции первой республики во Франции. И это очень важно. И когда принималась наша конституция то, уверяю Вас, перед глазами Сергея Михайловича Шахрая и многих других — кто принимал участие в написании этой конституции, стоял пример конституции Соединенных Штатов. А если учесть, что Вячеслав Никонов (внук Молотова) тоже принимал участие в этом, а он является историком — американистом, то Вы понимаете, что многое было заимствовано из американской Конституции. Но только никуда не уйти от реалий жизни, от инерции, от тех черт ментальности, которыми обладает один или другой народ. И поэтому, то что работало и работает в Соединенных Штатах, не работает пока у нас. Но то, что наша Конституция 20 лет назад была принята, то что эта Конституция начала работать, в то тяжелое время после 93 года, после тяжелейшей мини гражданской войны и расстрела Белого Дома была все-таки средством успокоения. И введения в рамки парламентаризма той борьбы, которую выплеснулась на улице. В этом смысл и значение Конституции 93 года. Поэтому, как бы ни совершенна она не была, я высоко ее оцениваю и вижу вот эту идейную связь с мудрыми статьями таких людей как Вашингтон, Джефферсон, Александр Гамильтон, Томас Пейн, которые создали вот этот замечательный документ.
Уважаемый профессор, Вы в своей лекции вскользь упомянули Великобританию, важнейший геополитический игрок на протяжении 100 лет. Я бы хотела — может кто-то не знает, много молодежи — уточнить, что Великобритания до сегодняшнего дня не имеет Конституции, более того, она не имеет точного списка законов, которые симулируют Конституцию. Таким образом, мы видим несколько вариантов успешного развития общества. Как конституционный, так и на основе обычаев, как это декларируется в Великобритании. В 1492 году, когда мы открыли Америку, мы — это старый свет. Митрополит Зосима создал доктрину «Москва - третий Рим». Наверное, многие знают об этом. В фарватере этой доктрины наше государство двигалось столетиями. Здесь и Хабаров и Дежнев, Скобелев и Гермак. И мы не имели Конституции, но мы имели успешное развитие и культурное поглощение, а не избиение индейцев, которых Вы сейчас увидите в Америке только в резервации. А культурное поглощение, когда у нас Средняя Азия увидела больницы — излечились от чумы. Когда у нас северные народы увидели свет и грамоту. Объясните, пожалуйста, почему Вы говорите о том, что мы, как на белый лист должны положить принцип американского устройства и совершенно не хотите учитывать наших российских глубоких традиций, глубочайших. Я еще раз подчеркну, мы открыли Америку и уже была создана концепция третьего Рима. Разве не является абсурдным, это даже не обидным, это абсурдным является - вот такой вопрос — а давайте как в Америке. Да, они шпана замоскворецкая, по сравнению с российским государством. Я Вас призываю, думать о тысячелетии российского государства вместо того, чтобы заглядывать в рот шайке англоязычных негодяев.
Да, очень интересно. Значит, начнем с английской Конституции. Действительно, сегодня только 2 страны имеют писаные конституции. Не имеет писаной конституции Великобритания — совершенно справедливо здесь было сказано — и Новая Зеландия. На чем же строится жизнь Великобритании? Ну, во-первых, на основе президента. Во-вторых, на основе договорного права. И, в - третьих, на трактовке выдающихся юристов того или иного положения, той или иной юридической коллизии. Это первая часть. Вторая часть. На мой взгляд, то о чем коллега сказала, присоединение Сибири, присоединение Средней Азии. И вот таким путем — это прекрасно. Сейчас появились очень интересные работы Василия Голованова на этот счет. Многие из них публикуются в «Новом мире». И не так благостно было, как представляет коллега, но было. И если мы говорим и том, что Американская Конституция выросла из потребностей людей в охране их прав, свобод, чести и достоинства. Мы не говорим о том, что тот опыт построения государства России был плох. Только Россия шла своим путем, а Соединенные Штаты шли своим путем. Я являюсь узким специалистом по проблемам стран Центральной и Юго-восточной Европы. До последнего времени я был профессором Ягеллонского университета в Кракове. Ну, одновременно работая здесь. Но, что я Вам скажу, я изучал проблемы этих стран Центральной и Юго-восточной Европы и анализировал, почему у них начались революции. В частности, совсем недавно я написал статью «Военное положение в Польше и революция в странах Центральной и Юго-восточной Европы», которая была опубликована в нескольких европейских журналах. Я увидел следующее, что эти революции в Венгрии, в Чехии, в Германии возникли потому, что венгры видели, как живут люди в Австрии. И эти люди жили там значительно лучше. В Восточной Германии жили хуже, чем в западной. Поэтому то, о чем Вы говорите — это справедливо, и никто не призывает делать жизнь Соединенных Штатов. Мы суверенное государство и мы можем выстраивать свою материальную, духовную и любую другую жизнь по лекалам нашей истории. А какой будет результат — об этом скажут поколения людей. Я только хотел только обратить внимание, если коллега очень ценит этот опыт, то никто не может этого запретить никому и можно только это мнение, высказанное здесь, уважать. И я вовсе не призывал броситься за тем, чтобы списывать все то, что делается в Соединенных Штатах.
Бронислав Яковлевич, спасибо за очень живой по форме и содержательный рассказ. Тема нашей встречи «Конституция США и становление конституционализма в России». Я посмотрел в новой конституции, на тот момент она опубликована была. Была ссылка на конституционные законы, на федеральные законы. И их было порядка 42, но их не было еще в природе. Действовало указное право долгое время. Вот эта горячая тема. Вот, что нужно обсуждать. То, что касается тех затронутых вопросов, связанные с историческими процессами. У каждой страны они по-своему идут. И через общественное сознание отражаются в Конституцию. И по последней теме нужно встречаться и отдельно говорить.
Я согласен с Вами!
Спасибо большое, Бронислав Яковлевич. С удовольствием присутствую сегодня. Попытка уточнить для себя лично. Вы неоднократно говорили о влиянии идей протестантизма на факт необходимости создания, по-моему мнению, достаточно совершенного документа, который просто за такой длинный исторический период практически не претерпел изменений. Это говорит о глубоком интеллекте его создателей и высоком запросе общества. Наша христианская основа, по вашему мнению, ускорит процесс создания такого столь совершенного документа?
Я думаю, что сейчас в православной церкви есть много крупных и интересных мыслителей. Поэтому, если какие-то догматы, православие соединить с быстротекущей жизнью и осмыслить их сквозь призму этой быстротекущей жизни — я не сомневаюсь в том, что может быть создан интересный и своеобразный, отвечающий духу нации, отвечающий ментальности нации, документ. Конечно, может быть, потому что ни одна из составляющих частей народной жизни не может быть элиминирована. Другое дело, что в этой Конституции есть статья 14 и статья 28, которая трактует, что церковь сама по себе, государство само по себе, школа сама по себе. И это может быть и опыт Европейских стран. Он подчеркивает как-то нас и подвигает к тому, что это очень продуктивный путь. Например, Польша, Краков. Я каждый год бывал там, а иногда и по 2 раза. Построены костелы, Вы не представляете себе, какие. 5, 7, 8 тысяч. Вы заходите в этот костел. Что бросается в глаза сначала? Доска расписаний. Расписание занятий с детьми родителей, которые хотят, чтобы дети выросли в религиозном духе. Тоже самое в Италии. Почему мы приводим эти страны, потому что супер католические страны. Но даже в этих супер католических странах, где 97 % исповедуют католицизм, церковь отделена от государства. Но Вы правильно ставите вопрос о том, что идейное, духовное богатство может быть всегда использована с большим эффектом при создании судьбоносных документов. И в этом Вы правы.
Спасибо большое. Во-первых, маленькая ремарка по поводу 14 поправок Российской Конституции. Если Вы знаете, у нас происходит укрепление субъектов федерации. И каждый этот процесс укрепления требует изменения пункта, в котором перечисляются все эти субъекты. По поводу реальных изменений, у нас их было, если мне не изменяет память, около трех. Теперь вопрос. Как Вы знаете, статья о прокуратуре в Российскую Конституцию была внесена во многом под влиянием неких личностей в окружении президента. В нормальных странах статьи о прокуратуре отдельно нет. Вот сейчас мы знаем, Владимир Путин подал законопроект, инициирующий поправку в Российскую Конституцию, согласно которой, у нас происходит слияние арбитражного суда и верховного суда. И соответственно, полномочия прокуратуры видоизменяются в сторону следственного комитета. Как вы думаете, вот этот новый баланс правил приведет к более интересной и конструктивному равновесию, которое было создано в 93 году, путем создания органа прокуратуры? Спасибо!
Спасибо за вопрос. Но я, к сожалению, должен признаться, что не могу ответить на Ваш вопрос, потому что я недостаточно изучил его, недостаточно вдумался в него. И я не могу однозначно сказать, что да, это будет хорошо или это будет плохо. Я думаю, что жизнь идет, она вносит свои коррективы. И видимо, эти коррективы, о которых Вы справедливо сказали, связанные с требованиями жизни. Например, арбитражный суд. Такого же суда нет нигде. Он был, есть и должен быть частью верховного суда. Тоже самое следственный комитет и прокуратура. На мой взгляд, прокуратура — и эта идея Петра, первая прокуратура в России возникла в петровские времена. И видимо то, о чем Вы говорите, то совершенствование работы прокуратуры через призму новых установлений, может привести к новым эффектом, возможно. Но ответить однозначно на Ваш вопрос, извините, признаюсь честно — не могу.
Я так понимаю, что конституция 93 года, судя по полномочиям нашего президента, которые в сторону увеличения до 6 лет. Она является конституцией переходного периода. Если произойдут изменения в нашем обществе, такие конструктивные и прогрессивные, то изменится ли наша конституция кардинально или путем поправок?
Дорогие друзья, что я думаю по этому поводу. Мы с Вами и молодежь, люди более старшего поколения должны хорошо представлять себе эпоху, в которой мы живем. В середине 80 -х годов, сначала СССР, а потом Россия начали необычайно трудный и противоречивый, многоступенчатый переход от административной экономики к рыночной; от авторитарного государства к демократии, и от империи к нации. Вот этот переход мы начали в середине 80-х годов, когда стало ясно, что СССР утрачивает статус мировой державы, статус великой державы. В принципе, если Вы заболеваете, не дай Бог, Вам доктор говорит-идите, сдайте кровь на анализ. И на основе этого анализа, терапевт может судить какие лекарства писать и т.д. Так и в государственной жизни существует 50 экономических показателей, которые свидетельствуют о том, что здоровы вы или нет. Берем 4 показателя. ВВП, душевое потребление, производительность труда в общественном секторе и структура и объем экспорта. Вот когда Андропов пришел в Кремль с Лубянки, и замечательный человек и глубокий ученый Владимир Алексеевич Кириллин положил ему на стол доклад «О состоянии экономики СССР», то бедный и больной Юрий Владимирович воскликнул: «Боже мой, в каком же государстве мы живем?» По этим четырем показателям, мы были на уровне стран Латинской Америки и некоторых стран Африки, и далеко позади Великобритании, Федеративной Германии и т.д. И вот поэтому, что Россия, которая своей территорией, своими богатствами — Вы знаете, что богаче нашей страны и нет — по коэффициенту ООН суммарное богатство нашей страны расценивается в 17, 4 балла. На втором месте идет Бразилия. Внимание, 5.2 балла. На фоне этого богатства мы оказались наравне с Мексикой и другими странами Латинской Америки. И начался вот этот переход многоступенчатый, о котором я говорю. Естественно, Вы совершенно правы, что Конституция как основной закон закрепляет какие-то очень важные достижения и перемены в обществе. Поэтому, я думаю, что, конечно, или путем поправок или путем принятия — может лет через 15-20 — новой Конституции. Все то, о чем Вы говорите, очевидно, неизбежно, потому что по моему глубокому убеждению мы находимся в самом начале этого перехода.
Скажите, пожалуйста, а какие бы Вы внесли поправки в Конституцию? Вот Вы говорили о церковном произволе, невозможно ли соединение Конституции с церковью.
Конституции с церковью... Я думаю, что современное модернизированное государство настаивает на том, что бы быть государством секулярным, отделенным от церкви. Более того, идет процесс по всему миру — образования государства нации. А что такое государство нации. Это, когда все субъекты экономических отношений, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, равны по отношению к закону и средству производства. Поэтому, я думаю, что это невозможно. А какую бы я внес поправку? Я бы все-таки ограничил полномочия президента и уточнил их.
Бронислав Яковлевич, спасибо за лекцию. Один из главных постулатов, который Вы сейчас озвучивали: успех Американской Конституции — это способность политической элиты между собой договариваться. Это главное условие, которое приводит к положительному результату. Польшу, которую Вы так хорошо знаете, тоже отличает их элиту способность договариваться и их круглый стол при переходе от советской системы к демократической. Это тоже было условие мирного перехода и формирования современной Польши, как одного из региональных лидеров Европы. Мой вопрос касается нашей политической элиты. Как и когда они научатся между собой договариваться, как мы можем помочь этому процессу?
Российская политическая элита проявила колоссальную способность к самосохранению, и мы не пошли по Балканскому варианту — война всех против всех. Феодализации отношений, мы не пошли по кровавой бойне Хорватия-Сербия, Сербия-Босния и Герцеговина и т.д. Помните, 31 марта 92 года Борис Николаевич Ельцин собирает их в Кремле и говорит: «Ребята, давайте жить дружно» и пошел разговор о разграничении полномочий. Это способность к самосохранению, конечно, заслуживает аплодисментов. А вот когда они научатся достигать консенсуса — об этом они мне ничего не говорят (смеется). Я думаю, что Вы в пределах своей жизни, может быть, и доживете до этого. Я же — глубоко сомневаюсь.
Как говорил известный герой оперетты «Свадьба в Малиновке» Попандопуло: «Разойдемся красыво». Спасибо!
Большое спасибо, Бронислав Яковлевич! Спасибо всем, кто пришел, и кто высказал свои мнения. Спасибо за то, что сегодня была дискуссия. Приходите на наши следующие мероприятия, на наши открытые лекции.
Артем, и Вы забыли сказать — Будьте крайне здоровы (улыбается).