Дорогие коллеги, я научный сотрудник и преподаватель. Предполагается сказать несколько слов о себе, чтобы вы понимали, стоит ли от меня чего-то ждать или не стоит. В те годы участвовал в студенческом движении по охране природы, были тогда дружины такие. Потом мы занимались практическими направлениями, воздействиями отдыха массового туризма, было исследование, связанное с жестоким обращением с животными, были исследования в области борьбы с браконьерством. Я получил классическое образование для биолога. Я специалист по нервным тканям, нейрогистолог, кандидат наук, потому что изучал, как устроена обонятельная луковица у лягушки. Докторская работа связана с городской экологией, это предмет сегодняшней встречи.
Так сложилось, что мы с известным философом Бруно придумали концепцию экогорода, назвали его экополис. Лет 25 мы курировали этот объект. Что происходит с урбанизацией? Урбанизация — это рост городов в мире и числа городского населения. С 2000 года половина населения земного шара живет в городах. 75 % россиян — горожане. Две трети детей рождается в городах. Города стали нашей основной областью жизни. И если вы вспомните, то 22-23 часа в сутки вы находитесь в замкнутом пространстве. Это может быть кабинет, это может быть аудитория, ваша квартира, кабина автомобиля. Мы понимаем, что это основная среда, мы к ней приспосабливаемс
Вы такие интересные темы затронули, каннибализм, гомосексуализм. Скажите, не значит ли это, что включаются механизмы сокращения популяции?
Спасибо за Ваш вопрос. Это такая сложная связь, что на Ваш простой вопрос, у меня нет одного ответа. Слово система, мы еще посмотрим, что за ним прячется для нас. А сейчас хочу показать, что игнорирование ошибок приводит к тому, что показано на этой картинке. Вот умение эффективно решать проблемы, если у нас плохо дело с этим, мы делаем ошибки, за ошибками возникает вина, за виной страх, тогда начинается укрывание ошибок. Потом знание текущей реальности у нас снижается, умение эффективно решать проблемы падает. Есть другой путь, когда страх преодолевается, принятие риска на себя ведет к тому, что способность к инновациям развивается, она на пустом месте не возникает. Каждая инновация несет риск. Картинки, которые я показываю, они относятся к той области, которая у нас очень медленно распространяется
На международном уровне проблема охраны окружающей среды, как ее называли экологией, она развивается последовательнее
Вот то, что мы сейчас видели, это так скажем методика, которой мы можем воспользоваться для того, чтобы получить прогноз по какой-то проблеме, или это просто информация к размышлению, что вот такое развитие нас ожидает.
Мне хотелось ввести вас в круг тех проблем, к которым мы сейчас придем, просто мы об этом не знаем, поэтому был перечень ошибок, которые мы избегаем. Это фильм, в котором мы принимали участие. И так прошло почти 30 лет. Изменилось очень немногое. Сейчас от беспокойства мы переходим к тому, что можно сделать. Оказывается, что за этим беспокойством сложный механизм того, что нам предстоит сделать. Я поэтому сейчас вернусь к слову система. Давайте посмотрим, что мешает перейти от слов и информации к действиям. Я беру ручку и начинаю медленно вращать над головой по часовой стрелке. Сделайте, пожалуйста, тоже самое, возьмите ручки. У кого получилось сразу все время по часовой стрелке? Значит, что изменилось. Изменилась система, которую вы не заметили. Важнейшая проблема - это не учет времени. Когда события идут очень медленно, мы не замечаем, что они произошли. Что нам мешает перейти к действиям? Сейчас еще одну вещь покажу. Пожалуйста, вытяните руки в мою сторону. Слушайте внимательно. Я скажу раз, два, три, слово «хлоп», только тогда хлопать. Внимание! Раз, два, три... За этим обычным фокусом стоит важное объяснение. Мы гораздо больше верим тому, что видим, чем то, что слышим. Когда мы были маленькими, мы копировали поведение взрослых. Но сейчас мы не понимаем, как нам копировать жизнь в городе и какой город нам надо построить, чтобы действительно он нам нравился. Я думаю, что кино вы посмотрели, похлопать-похлоп
Елена.
Что мы делаем? Пока только смотрим внимательно. Вам необходимо собрать большое количество касаний моего пальца. Теперь все взялись, каждый должен набрать больше количество касаний партнера. Готовы? Начали. (смех в зале)
Считаем... Стоп. Кто набрал больше 10 раз, поднимите руку? Кто набрал больше 15 раз? Кто набрал 10 с партнером, сюда подойдите, пожалуйста. Я могу дать вам еще один шанс, но могу сказать – результат не улучшится. Вы можете сюда подойти? Нам необходимо набрать как можно больше касаний, я вашего пальца, вы моего. Теперь подумайте, как набрать больше? Опять возьмитесь за руки. Приготовились? Начали. Стоп. Кто набрал больше 10, руки поднимаем? Посмотрите сколько рук. Кто больше 15? А кто больше 20? Выйдите сюда, пожалуйста. Берите друг друга за ладони. Так, начали. Покажите, как вы работаете, метод. Не конкурировать, а сотрудничать. То, что я вам предложил, не содержало никакого намека на «либо ты, либо я». Это упражнение, которое мы проводили в разных странах и культурах. У современных жителей этой планеты в голове застряла только конкуренция. Только я или ты. Есть замечательный наш соотечественник философ Кропоткин, у которого есть книга о взаимопомощи в природе. Где он написал, что взаимопомощь в природе не менее развита, чем борьба. Но так сложилась жизнь нашей страны и культуры, что борьба для нас символ, метод, я бы даже сказал единственный правильный метод. Сейчас вы увидели, что за какие-то 1,5 минуты вы сами сообразили, что для того, чтобы набрать высокий результат в разы превышающий начальный, надо кооперироваться. Нам придется осваивать действия, которые раньше не были приняты. Эти упражнения приводят потом к тому, что мы начинаем что-то делать вместе. Мы не готовы что-то вместе сделать, мы начинаем соревноваться. Мы сейчас перейдем к более необычным вещам. У вас есть листы бумаги и ручки. Это попытка ответить на вопрос, решить проблемы, потому что их так много. Оказывается, в области системной динамики, в области обучения людей, есть неизвестные нам приемы и методы. Скажите, какую проблему городскую, воронежскую, бытовую, общую или наоборот какую-то отдельную никак не удается решить.
Пробки. Парковка. Горячая вода. Точечные застройки. Уничтожение парков, скверов. Уничтожение исторических памятников.
Эту схему придумала знаменитая женщина. Это американка, она уже скончалась. Она обладала даром простого объяснения сложных вещей. Она написала брошюрку об экологическом образовании. Я хочу, чтобы вы слушали меня, а смотрели на листик. Возьмите ручки, начинайте вписывать то, что мы сейчас начнем обсуждать. Пример того, как она рекомендует анализировать проблему, находить для нее решение. Итак, мы начнем с проблемы. Вписываем транспортные пробки. Теперь посмотрим налево, там, где факты, что мы имеем. Впишите те факты, которые вам известны. Это рост транспорта, потеря времени, загрязнение окружающей среды. Это универсальные проблемы. Давайте впишем – недостаточно развит общественный транспорт. Теперь уточним, какие цели у нас есть. Мы хотим тратить меньше времени от точки А до Б точки, мы хотим комфорта и ездить только так, как хотим. Кто может мне помочь сформулировать цели. Территориальные удобства, стоимость, чистота курсирования, безопасность. Теперь спускаемся чуть ниже. Что мы хотим видеть? Можем ли мы в простейшей системе описать? Есть ли у нас образ желаемого будущего? Давайте я вам немного помогу. Я бы написал, что время, затраченное мной от дома до работы/учебы, оно должно равняться или быть меньше, чем время, потраченное мной на автомобиле. Я предлагаю критерий времени. По времени это равно частному транспорту или даже меньше времени берет. Это должно быть сравнительно быстрее. Во-вторых, давайте про стоимость скажем. 100 поездок по стандартному маршруту значительно дешевле, чем содержание машины, включая стоимость парковки, страховка, ремонт, заправка. Про безопасность будем говорить? Количество ДТП значительно, вы сами знаете. Общественный транспорт — как правило, меньше ДТП. Спускаемся по нашей табличке вниз — это возможные решения. Какие возможные решения осуществления этой модели вам видятся. Вы полагаете, что метро, выделенная полоса для автобусов, велосипеды, въезд в центр города платный. Смотрите, там написано, варианты политики. Мы с вами назвали очень конкретные вещи. Как мы можем на языке политики сформулировать эти решения. Что мы тут ждем?
Строительство велодорожек, строительство метро или скоростного трамвая, любая политика заключается именно в принятии законов, равноправие исполнения законов между мной и властной структурой. Было предложение городской администрации главной парковки в центре города и въезд в центр города Воронежа для частного транспорта.
Отмечу, что в модели этого пока не было. Скажите, то, что вы назвали, может решить проблему?
Есть еще один вариант. Интеллектуальная транспортная система — это изменение маршрутов, изменение остановок, моделирование транспортных потоков, в том числе использование компьютерных технологий.
Итак, предлагается важный метод. Это метод моделирование проблемы. Смотрим дальше. Давайте посмотрим, какие ценности у нас справа, мы здесь все обозначали. Теперь посмотрим, ресурсы слева. Какие ресурсы у нас есть?
Управление городом, интеллектуальная организация транспортного потока.
Давайте конкретизируем это. Интеллектуальные ресурсы бесценны. Они очень дорого стоят, но платить нечем. Я бы вписал сюда. У нас есть интеллектуальные ресурсы, инструментальные
Поскольку я один из разработчиков стратегии развития социально-эконом
Мы видим, что нанесение всех этих обозначений, я вас только прошу записывать. Мы видим, что административные ресурсы в связи с массовыми нарушениями не работают. Какие средства — образование, пропаганда готовили людей к этому? Видимо не достаточно. Была ли модель, которая показала, к каким издержкам ведет неприятие этих мер. Сколько стоит час потерянного времени воронежцам? Возможно ли вместе сделать с социологами, психологами мониторинг потери времени? И посчитать их стоимость? Город — сложнейшая структура, мы хотим быть правыми, но только в своем разделе, возникают внутренние противоречия, поэтому нужна обобщающая модель. Этих специалистов очень немного. Можно сделать так. Ресурсы есть, мы недостаточно их учли, ценности есть. Моя задача довести нашу работу до конца. Вариант выбранной политики. Какую политику мы можем выбрать? Вы можете сформулировать Ваше предложение еще раз?
Логически они должны были быть так. Преимущество экологии, в том числе парковок и прочего перед экономикой. А на практике все наоборот и иначе не будет.
Понятно. Атеистка, но верующая. Шутка. Мы привыкли это видеть. Я просил сказать, может ли кто-то предложить выбор? Как в этой ситуации следует действовать?
Для решения этой проблемы денег нет, проблема нерешаемая. Естественное мое предложение — платный въезд в центр города, платные парковки.
Позвольте записать. Политика была выбрана. Это выделение полос, которые игнорировались. Это платный въезд в центр. Дальше сами дописываете. Но я не слышу из ваших речей, что есть центр или департамент транспорта, который имеет ресурсы для координации деятельности остальных. Есть ли общественные организации, например, «Синие ведерки» в Воронеже? Я сюда дописал бы выбор политики. Это общественное движение в поддержку этих вещей. Выполнение имело место и оно неудовлетворител
Получилась модель, как сделать нашу жизнь лучше. То, что мы все проблемы знали. Мнение большинства разное и каждый видит свое. А на бумаге осталась система.
Кто хочет дополнить? Что получилось?
Получился срез проблемы на сегодняшний день. Если относиться критически, то полезность есть, потому что нужно представить весь спектр проблемы, весь спектр того, что мы делали, весь спектр того, что мы будем делать. Стараться решать эту проблему постепенно.
Это упражнение — это показ инструмента. Хорошо, вы пробки выбрали, могли бы еще что-нибудь другое выбрать. Наша задача была поработать с этой не очень сложной схемой. Кто еще хочет высказаться?
Можно сказать, что проблема сама по себе системная. Наверное, одного правильного решения этой проблемы не существует. Проблема застарелая и ее нужно рассматривать в динамике. Развитие города, урбанизация, присоединение 16 пригородных поселков, создание городской агломерации. Здесь уже та старая инфраструктура, которая когда-то создавалась в 70-е годы, она совершенно не справляется с тем количеством автотранспорта, которое занимает в Воронеже одно из первых мест в России на тысячу человек. Уступаем только Московской области.
Вопрос, после выявления проблемы, кто готов отказаться от личного автотранспорта и ездить на общественном? Хотя бы ради примера неделю?
Я хочу отложить ответ на Ваш вопрос, потому что есть вопросы, которые создают ложную ситуацию. Слушал я несколько раз толкового австрийца, который написал книжку «Как вытащить людей из автомашин?» От него же я тогда услышал, что чем лучше мы делаем дороги, тем больше становится личного транспорта. Вспомним западный Берлин за стеной. Там общественный транспорт. Должны быть опережающие действия администрации, которые отвечают этим ценностям, этим приоритетам.
Для женщины автомобиль — это большая сумка. Там туфли, продукты, дети. Вот все это в автобусе крайне неудобно.
Все эти моменты требуют предметного обсуждения на эту самую картинку. Скажите?
Необязательно есть связь между качеством дорог, потому что если взять европейские столицы, где население больше воронежского. В Вене 2,5 миллионов человек. Никаких пробок нет, четкая организация движения. Здесь проблема в эффективности власти. Смысл проблемы, которую Вы поставили. Мы четко обозначали главную проблему нашего города. Для власти эта проблема должна быть номер 1.
Каждый говорит, что ему ближе. Мне ближе тот анализ, который экономисты рассказали. Превращение в системную модель и выбор того сценария, который приемлем по ресурсам. Эти модели не очень распространены. У нас распространены математические модели. То, чем мы будем заниматься сегодня, завтра в «Репном», это именно те модели, которые уже сделаны для разных городов. По транспортным вещам, кто-то уже упомянул про точечные застройки, которые все привели в дезорганизацию. Мы — люди образованные должны понимать, что есть средства воздействия, а некоторых мы не слышали. Поскольку задача была обозначена как проблема мегаполиса, проблемами, которыми мы занимались. Я вернусь к ним перед завершением. Речь идет о том, что Воронеж был административным