Шапка_new


13 марта 2016

Владимир СУРДИН
«Солнечная система: в поисках запасной планеты»

Владимир СУРДИН

Я работаю в Москве, в Государственном Астрономическом Институте имени Штернберга- это вот как раз аббревиатура ГАИШ (на экране) - Государственный Астрономический Институт имени Штернберга, часть МГУ.

Владимир СУРДИН

Тема лекции была очень широкая заявлена: «Поиски запасной планеты». Пришлось ее сужать. Я решил сузить до Луны. Совсем уж близко, и, может быть, неинтересно, но дело вот в чем. На Луну мы давно не летали. Наша космическая держава последние разы летала туда- страшно сказать- в середине семидесятых. Я думаю, что никого из нашей аудитории- ну кроме меня, но я с этой стороны баррикады- вот никого, наверное, тогда еще просто не было. Правда же? Были уже? Ну отдельные члены были. Ну, в общем, это другая эпоха. Мы по- прежнему космическая страна, но мы уже десятилетиями не занимаемся исследованием планет. В этом смысле мы слишком отстали от всего прогрессивного и не слишком прогрессивного человечества. Ведь можно вспомнить, что в последние годы Китай, Япония, Индия отправляли свои аппараты к другим планетам, не говоря уже о Луне. К Луне все летают, китайский вездеход там бегает по поверхности.

Почему именно Луна? Дело в том, что плыть по океану Вселенной на одном корабле опасно. Наш корабль- Земля- хороший, надежный, четыре миллиарда лет работал, вроде не утонул еще, но хочется гарантировать себя от каких-то катаклизмов, неприятностей. И мы это стараемся уже на Земле сделать. Например, вы слышали, наверное, о хранилище зерна, злаков на Шпицбергене, чтобы там кто бы кого ни разбомбил, на Шпицбергене останется генетическая библиотека, и можно будет снова засеять бесплодную землю. Это хорошо. Но это все на Земле, а хотелось бы за пределами Земли создать какое-то хранилище для гарантии того, что наша цивилизация и биосфера в целом хоть как-то продолжит свое существование, если что-то случится с Землей.

В конце концов вся эволюция, предшествующая, все четыре миллиарда лет развития жизни на Земле ничего после себя не оставляют. Распадаются тела, рассыпаются в песок пирамиды Хеопсаничего не остается, кроме той информации, которая по цепочке передается от живого к живому. В наше с вами тело- ДНК от наших предков далеких пришла, письменные источники, теперь мы вот на флешке будем своим потомкам передавать, в виде книжек ещенекоторые читают бумажные книжки - вот. Именно это и есть результат всей предшествующей эволюции жизни на Земле. Хочется его как-то сохранить. И самая простая мысль- это собрать все и положить куда-нибудь отдельно от земного шара. Самое ближайшее для этого место- Луна. И хотя бы из этих соображений надо Луну, если не осваивать, то по крайней мере изучить и застолбиться там, сделать там какую-то локальную базу, для того, чтобы сохранить что-то очень важное, что мы тут, на Земле, могли бы потерять, в случае чего. Поэтому, мне кажется, о Луне надо говорить, тем более, что теперь мы на нее возвращаемся.

Вот прошло почти полстолетия, пока наша космонавтика топталась у Земли, и наконец-то две новых программы в «Роскосмосе» получили финансирование и сейчас начинают, да собственно заканчивают уже свое развитие, подошли почти к финалу, то есть к полетам на планеты, на Марс, все уже на Марс вот- вот летим вместе с европейцами. И на Луну. На Луну, может, в конце этого года или в начале будущего года тоже полетим.

Поэтому к Луне мы возвращаемся, надо вспомнить, что было. С Луной нам повезло. Мы говорим- спутник Земли. На самом деле, посмотрите- ну да, она маленькая, примерно в 4 раза меньше Земли, тем не менее- это полноценная планета. Вот на этом кадре (изображение на экране)в одном масштабе показаны: планета Меркурий- планета. Луна чуть меньше Меркурия, в полтора раза. Планета- карлик Церера- это новая группа космических тел, но все-таки планета, планета- карлик. Луна значительно больше, чем Плутон, чем Церера, чем все планеты-карлики. Луна огромная. И в смысле физическом- строение- это нормальная планета. У нее ядро, мантия, кора, жизнь своя, история своя. Нам повезло, что она рядом с нами. До нее три дня пути на ракете. Вообще рядом.

Если посмотреть на Луну невооруженным глазом, - уже какая-то география на ней видна, ну, конечно, нормальным глазом, либо в хороших очках, которые исправляют недостатки зрения. Вот я специально в фотошопе исправил хорошую фотографию Луны до такого состояния, испортил до такого состояния, как мы видим ее невооруженным глазом (изображение). До изобретения телескопа люди уже рисовали карты Луны, и неплохо получалось. Попробуйте, вот через 10 дней будет полнолуние, попробуйте выйти и, посмотрев на Луну невооруженным глазом, зарисовать ее, что у вас получится. Я не думаю, что получится такая же хорошая карта, как у Вильяма Гильберта, который в шестидесятилетнем возрасте зарисовал ее довольно-таки детально.

Но слава Богу появился телескоп, вообще появились оптические приборы. И вот так Луна видна в хороший бинокль (изображение), не в театральный, а в такой нормальный бинокль, морской или хороший полевой бинокль, - сразу мы уже видим некую географию: горные хребты, метеоритные кратеры, то есть уже в бинокль мы как бы подлетели к Луне. Путешествие к Луне началось. Обычный дешевый бинокль. Но нам этого недостаточно, мы хотим детали рассмотреть. Берем телескоп. И тут начинается наслаждение. Вот кто лазил по Луне с телескопом по-настоящему, с хорошим телескопом, с увеличением? Раз, два, три, четыре, пять. Вы согласитесь со мной, что это можно делать- вот я уже лет 40 этим занимаюсь, когда есть возможность- не надоедает.

Хороший телескоп показывает вам столько интересного на Луне, что хочется приблизится еще сильнее, сделать увеличение. Делаем. Приближаемся. Но начинаем замечать, что что-то не то, начинает портиться качество картинки. Мы еще сильнее делаем увеличениев 600, 700 раз- вроде картинка расширилась, но качество упало еще сильнее. Она стала мутной, мелких деталей не видно, и мы прекрасно знаем почему. Потому чтовот живая картинка, вот киносъемка (на экране)- атмосфера Земли, турбулентный воздух, флуктуации плотности, постоянно меняется это все, и телескоп не в состоянии показать нам мелкие детали. Мы смотрим- то ли есть, то ли нет кратера. Непонятно. То ли мерещится, то ли он правда там есть. Самые мелкие детали, которые мы в телескоп с поверхности Земли можем увидеть на поверхности Луны, имеют размер, примерно, 1 километр. В уникальных местах на Земле, там на вершинах гор, где-нибудь в Чили, где хорошее качество изображения, ну полкилометра можем заметить, но не мельче, детали. А полкилометра - это все-таки слишком много. Космонавта не заметишь на Луне в телескоп.

Поэтом у надо к ней лететь. Об этом давно мечтали, об этом писали фантастику, в конце концов начали инженерные проекты создавать. Ну вот я назвал лекцию: «Из Калуги на Луну», потому что наш Циолковский был фактически идейным отцом той самой многоступенчатой ракеты, которая позволила летать на Луну.

Это у нас было- такое великое прошлое. А кто сделал реально ракету- мы об этом не очень помним. Первая космическая ракета отнюдь не в пятьдесят седьмом году была, когда вот первый спутник полетел, а где-то в сорок втором году, в тысяча девятьсот сорок втором, в разгар второй мировой войны. Первую ракету, которая вышла за пределы атмосферы, то есть формально в космос, на высоту больше ста километров, сделал молодой немецкий инженер Вернер фон Браун, человек с удивительно удачной судьбой. Он сделал первую ракету, полноценную космическую, конечно, это была боевая, никогда научными задачами она не занималась, она просто бомбы носила на врага, но это была первая космическая ракета. И в конце своей биографии тот же фон Браун отправил людей на Луну на другой своей ракете. Вот это удачно сложившаяся судьба у человека, хотя не очень простая, конечно.

Эта ракета еще не могла вывести на орбиту космический аппарат, она была слабовата, одноступенчатая. Так дело не получилось бы, но она уже летала, выпрыгивала, в космос. Именно она послужила толчком для развития космонавтики и в нашей стране и в Соединенных Штатах, когда закончилась война и мы, и американцы получили трофейные ракеты, получили трофейных ракетчиков. Большая часть в США попала, конечно, меньшую удалось нам к себе переманить. Но, так или иначе, с этой ракеты началась космонавтика в мире. Вот это на полуострове Флорида, в том месте, где сегодня находится крупнейший космодром американский, на мысе Канаверал (на экране). Вот так испытывали трофейные немецкие ракеты американцы. Мы точно так же испытывали их на Нижней Волге, там в Капьяре, есть у нас старый такой полигон-космодром первый. И тоже с этого начинали.

Удивительное дело я нашел в старых журналах. Вы, наверное, помните, был такой журнал «Знаниесила». Он и сейчас есть. Но сейчас он, как и все бумажные журналы, малотиражный, а тогда зашкаливал за несколько миллионов, все его читали. И вот удивительно интересный эксперимент провели в пятьдесят четвертом. Пятьдесят четвертый год (изображение на экране). Журналисты решили выпустить одну тетрадку журнала как будто бы в семьдесят четвертом году. Вот как бы он мог выглядеть через двадцать лет. Сфантазировали. И удивительно попали в точку: именно вначале семидесятых люди летали на Луну. Вот как можно было это в пятьдесят четвертом догадаться- я не знаю. Попробуйте сейчас на двадцать лет вперед заглянуть- и решить, что будет. Не вообще, а что конкретно будет в истории техники через двадцать лет. Вряд ли удастся. Вот им это удалось.

Еще более точные прогнозы, технические, делали некоторые инженеры, все-таки они грамотнее журналистов, хотя и журналисты неплохо это сделали, например, такой Ари Штернфельд был. Я думаю, это имя не всем известно. Это польский инженер. Когда в тридцать девятом году оккупация фашистами Польши свершилась, он польский еврей, он перебрался во Францию. Немцы Францию оккупировали- он перебрался в СССР и у нас работал все оставшееся время. Но, как такого перебежчика, эмигранта, его не подпускали к таким вот секретным работам, к КБ Королева, и он просто дома творил. И вот, смотрите, как он представлял аппарат для полетов к Луне (изображение на экране). Не очень похоже на ракету. Вот полноценная ракета, как ее представляли в те годы (изображение на экране). А это- летающий самовар. Тем не менее именно так примерно и выглядели космические аппараты, которые реально возили людей, ну разве что без гусениц- ему показалось, что было бы неплохо еще в этой штуке ездить по Луне. Но, может быть, так и будет когда-нибудь.

Пятьдесят седьмой год. Началась практическая космонавтика. Впервые ракета достигла скорости в 8 километров в секунду, то есть возможности летать по орбите, не падать на поверхность Земли. И вытолкнула первый спутник. И вот началось. Я уже помню, с трудом, но помню эти годы. Мне было 4 года, и помню, как папа показывал фотографии в газетах, ну и потом мы следили вместе с ним за успехами космонавтики. И успехи были поразительно быстрые. Пятьдесят седьмой год. Впервые вокруг Земли полетел небольшой аппарат. Прошло менее полутора лет, и уже полетел первый к Луне, а это совсем другая история. Чтобы вокруг Земли летать нужна первая космическая скорость - около восьми километров в секунду, а чтобы отправить аппарат к Луне, к Марсу или еще дальше, нужна вторая космическая скорость, большая. Примерно одиннадцать с небольшим километров в секунду. В полтора раза больше скорость- это в два раза больше энергия ракеты. Отправили. Но тогда не было современной- да никакой, собственно,- электроники почти не было, и управлять полетом этого аппарата не умели. Ракета выстреливала его, и смотрели, куда он попадет. Вот как мы мяч баскетбольный бросаем в корзину - бросил и все, и только наблюдайпопадет- не попадет в кольцо.

Первый не попал, пролетел мимо Луны. Недалеко, правда, но мимо. Пролетев мимо Луны, вышел на орбиту вокруг Солнца, так как Земля летает вокруг Солнца, он тоже примерно на эту же орбиту вышел. И вот идеологи, кремлевские, очень интересно решили эту задачу. Фактически провалился эксперимент. Хотели по Луне попасть- не попали. Но тут же переназвали этот аппарат, назвали «Первая искусственная планета «Мечта». И никого не обманули. Это действительно был первый рукотворный аппарат, вышедший на орбиту вокруг Солнца. Красиво.

А уже второй, спустя полгода, попал по Луне. Конечно, он не тормозил, он просто врезался, от удара испарился, но это был первый межпланетный перелет. Он кое-что, пока подлетал к Луне, измерил. У него тут магнитометр. Он доказал, что нет магнитного поля у Луны. Межпланетное поле измерил. Это был полезный эксперимент, а главное, полезный для космонавтикинаучились попадать в Луну. Более того, он принес туда такие значки, памятные, я вам их покажу. А вот сначала покажу, как в те годы распространялась научно- техническая информация (изображение на экране). Интернета не было, ничего не было. Журналы долго выходили, книги еще дольше, а марки, помните, зачем они нужны, марки почтовые? Вот лизнул, прилепил на конверт, конверт пошел. Мы это делали каждый день. И каждый день, ну почти каждый день, покупали эти марки. И вот, купив, мы тут же узнавали- телевидения еще тоже практически не было в те годы, только в больших городах несколькихмы тут же узнавали самые последние новости. Вот очень аккуратно все нарисовано: где Луна была в момент старта, где она на орбите оказалась в момент подлета ракеты. Все аккуратненько показано, без всяких затей. И это как-то увлекало любителей техники, объясняло им что к чему.

А на Луну были доставлены вот такие шарики (изображение на экране). Они были собраны из отдельных пластиночек, их называли Герб Советского Союза, ну значок с символикой Советского Союза. Но почему в шарики он был собран? Почему не россыпью их так на поверхность Луны бросили? Вот кто-нибудь может сейчас понять эту затею, что это за шарики такие были? Любители физики? Значит, космический аппарат летит со скоростью 2 километра в секунду и с это скоростью врезается в поверхность Луны, намного больше, чем скорость пули, например, снаряда. Врезавшись в Луну, он просто испаряется, у него колоссальная кинетическая энергия, и эти значки тоже бы испарились, если бы их просто шмякнули по поверхности Луны. Их надо было сохранить, хотя бы часть из них. Задача была решена довольно красиво. Внутри этих шариков взрывчатка. Казалось быеще и шмякнулись, да еще иНет. В момент удара по поверхности Луны взрывалась эта штука, даже чуть раньше удара, и часть значков бросалась в сторону Луны с еще большей скоростью, и уж они погибали наверняка, а часть, за счет взрыва этой гранаты, отбрасывалась от Луны, и таким образом компенсировалась ее скорость быстрого подлета к Луне, и они уже высыпались с уменьшенной скоростью. Значит сейчас, где-то на Луне - мы знаем где, куда он врезался, примерно там сто на сто километров такая область - знаем, где рассыпаны эти несколько десятков значков. Они вот так будут индивидуально выглядеть (изображение на экране). Это замечательный сувенир, это первое, доставленное на соседнюю поверхность, рукотворное изделие. И кто их найдет- это будет интересно. Пока никто не нашел.

Значительно более интересный и важный эксперимент был с третьим полетом на Луну тоже нашего советского аппарата. Вообще, в те годы советская космонавтика лидировала, американцы нас догоняли в течение примерно десяти лет. Это исторически сложилось. Объясню потом почему. Так вот, третий полет к Луне. Его задачей было сфотографировать обратную сторону Луны. Вы знаете, Луна нам всегда демонстрирует одно сове полушарие, она синхронно вращается по орбите и вокруг себя, так что мы всегда одну сторону видим. И всегда думали, а что ж там, на обратной? И вот запустили небольшую машинку, которая, облетев Луну, сфотографировала ее обратную сторону, потом, приблизившись к Земле, по радио передала этину вот первый снимок обратной стороны Луны (изображение на экране)- на Землю.

Сегодня эту задачу можно было бы решитьпросто айфон туда. Сегодня- да. Сегодня у каждого из вас в кармане, в сумочке, как минимум две фотокамеры электронные, каждая весит, ну, по грамму там, может быть по полграмма. Но таких не было раньше. Эта штука (изображение на экране) не что иное, как летающая фотокамера, даже две фотокамеры, на пленку целлулоидную. Кто-нибудь держал, наверное, в руках старые фотоаппараты с целлулоидной пленкой? И знаете, что после того, как вы щелкнули кадр, ее нужно проявить, закрепить в химических реактивах, высушить. Вот все это делалось там внутри на пленку. Потом она сканировалась тоже примитивным образом, и на длинных радиоволнахпоэтому много помех- передавалось. И мы впервые увидели- ну не я конкретно, мои учителя тогда по институту, у нас в институте - впервые увидели эту фотографию обратной стороны Луны, удивились. Действительно, она не похожа на видимую сторону. Назвали одну темную область «Морем Москвы», так что на обратной стороне есть уникальное название «Море Москвы». Других аналогичных нет на Луне. Второе там «Море Мечты». И вот тут показалось, что есть что-то такое протяженное, похожее на горный хребет. И назвали его «Хребет Советский». Мировая общественность попыталась протестовать, но куда было деться- мы первые сфотографировалимы и дали название. Хотя такой традиции, политические названия давать, не было в астрономии, но смирились. Мы были первые.

Хребет Советский. На марках все это отражалось, как он летал, как фотографировал. И вот появились на тех же почтовых марках первые карты обратной стороны Луны. Вот Море Москвы, вот Море Мечты, Залив Астронавтов, кстати, обратите внимание, до сих пор так и не понял, почему астронавтов, а не космонавтов. Слово «космонавты», вероятно, еще тогда не родилось, Гагарин еще не летал. Астронавты тоже еще не летали, но в научно-популярной литературе уже был этот термин. И вот Хребет Советский (изображение на экране).

Прошло несколько лет. На обратную сторону Луны посмотрели уже более продвинутые космические аппараты, более четкие фотографии передали. Пригляделисьнет там никакого хребта. И с карты Луны исчез Хребет Советский. Мистика такая. А потом и с карты Земли исчез Союз Советский. Странно, но такое совпадение случилось.

Обратная сторона Луны до сих пор для нас- терра инкогнита. Это видимая, а это обратная сторона (изображение на экране). На ней нет больших морей, таких как вот залитые лавой когда-то огромные области, по сути это тоже кратеры метеоритные, но гигантские, залитые лавой очень ровные. Другой немножко химсостав у них, чем на континентальных областях Луны. Видимую мы знаем сторону, на обратной практически ни одного большого моря нет. И мы ничего о ней подробно не знаем, потому что туда не садился пока ни один космический аппарат. Ни один астронавт там не был. Пока это задача для будущего. Кстати, первыми, кто взялся за решение этой задачи, и в ближайшие годы собираются посадить туда космическую станцию, как вы думаете, какая страна?

Реплики из зала.

Владимир СУРДИН

Ну, Корея — это было бы слишком. Корейской космонавтики еще нет. Нет, Китай. Они уже создали и скоро обещают запустить первый аппарат на обратную сторону Луны. Китайская космонавтика стремительно развивается.

Обратная сторона- ну, сегодня она сфотографирована очень детально, конечно, издалека-то мы ее прекрасно знаем, спутники вокруг Луны летают, но детально пока она не изучена.

Ну а все шестидесятые, семидесятые годы интенсивно исследовали видимую сторону, потому что радиосвязь с аппаратами легко устанавливать. Надо было посмотреть на Луну с близкого расстояния. Это уже сделали, видите, к середине шестидесятых годов, американцы стали нас догонять в космической технике (изображение на экране). Это сделали американцы. У них была серия аппаратов «Рейнджер», которые неслись к поверхности Луны, врезались в нее, не тормозили, просто падали, разрушались. Но у них, в отличие от насу нас фотопленка была в ту пору, проявлять, закреплять- это долго. А у них были телевизионные камеры. Они кадр за кадром передавали на Землю сразу. И последние кадры были там с расстояния метров триста от поверхности Луны, ну а дальше он уже падал, аппарат, и разрушался. И мы увидели там камушки размером с сантиметр, полсантиметра, какую-то структуру поверхности увидели, но по-прежнему оставалось неясно- а можно ходить по Луне? А можно сесть на нее и не провалиться? Для Земли вроде такого вопроса нет. Если ты не на океан сел, а на сушу, то ходи на здоровье. С Луной было неясно, потому что астрономы понимали- Луна миллиарды лет обстреливается метеоритами, метеориты разрушают верхний слой грунта, перемешивают его. И были довольно здравые соображения, что верхний слой, толщиной, может быть, сотни метровэто некое море пыли, по которому ни ходить нельзя, ни ездить нельзя, а просто утонешь, если туда сядешь. Были такие идеи, и они вполне рассматривались как возможные. Надо было проверить, то есть посадить на поверхность Луны аппарат.

Первым это удалось нам. Но вот тут надо одно замечание сделать. В последние десятилетия российская космонавтика на виду, скрыть ничего нельзя. И мы видим как нередко случаются аварии. То ракета взрывается на старте, то там не срабатывает третья ступень, и начинаем гундеть, что вот в советское времяТак вот. Успешная попытка посадить аппарат на поверхность Луны была тринадцатой. Двенадцать предыдущих окончились авариями. Об этом, конечно, в те годы не писали. Но теперь мы знаем это все и понимаем, что тогда просто числом брали: кидали, кидали, пока не получали результат. Двенадцать. То ракета на старте взрывалась, то падала куда-нибудь в Тихий океан, то мимо Луны пролетала, то об Луну разбивалась.

И, наконец, попали и посадили. Посадили тоже оригинально. Сегодня, конечно, все это было бы с помощью компьютера: измеряли бы расстояние, тормозили бы аккуратно, ведь там нет атмосферы, парашют не откроешь, надо ракетным двигателем мягко тормозить. Тогда это все невозможно было так сделать, и решали задачу очень просто, но элегантно. Ракета- это вот последняя ступень, а здесь сам посадочный аппарат (изображение на экране)- подлетала к Луне, кое-как тормозила, притормаживала, но, конечно, до конца не могла, и перед самым касанием лунной поверхности вокруг аппарата надувалась здоровенная подушка безопасности, ну, такой пузырь большой, подушка безопасности мы ее сегодня называем. И аппарат просто этой штуковиной падал на Луну, прыгал, прыгал, прыгал. Она тут не в масштабе, большая была (изображение на экране). Потом воздух спускался, когда он переставал прыгать, из него выкатывалось вот это яйцо, оно устанавливалось, там тяжелые аккумуляторы внизу были. Как ванька- встанька вставала, открывались лепесточки, и аппарат начинал работать. Вот перваяэто, конечно, коллаж (изображение на экране), никто его там не снимал, фотошоп, по-современному. Но фотография поверхности - истинная. Мы впервые увидели с близкого расстояния, как будто сами стоим на поверхности Луны. И сам аппаратик тоже истинный. Он размером вот с тумбочку прикроватную. Увидели и убедились, что он никуда не провалился, что он, в общем, сидит. Хотя сделали его так, что он бы и плавать мог в море пыли, в общем, на все случаи был рассчитан, но он вроде бы никуда особенно не провалился.

Следом за ним полетел первый спутник Луны. Тоже наш, советский. Тогда, да почему тогда, и сейчас тоже, а тогда особенно, стремились все технические достижения приурочить к какому-то политическому событию. Главным политическим событием, ну кроме дня рождения Ленина, Великая Октябрьская революция, - были съезды Коммунистической партии. И вот к XXIII съезду КПСС, за неделю до него, запустили первый спутник вокруг Луны. Он успешно вышел, начал вращаться, и кстати, очень важные научные результаты получил. Оказалось, что орбита его кривая. Он вот так вот, как по волнам вокруг Луны бегает, и это говорило о том, что Луна неоднородная, что у нее есть области поверхности, которые сильнее притягивают, а области, которые не очень сильно. И его орбита, этого аппарата, так проседала над некоторыми участками Луны. Теперь мы их называем масконы. И это очень важные области, особенно для тех, кто хочет сесть на Луну. Потому что летишь-летишь близко к поверхности, вдруг твой корабльНу, как вот едешь-едешь по дороги - и в яму. Там это важно. Кстати, один у нас разбился об гору лунную, потому что вот не учли наличие маскон, и он просел и в гору врезался. Но это было потом. Этот вышел на орбиту, а через пару дней начался съезд КПСС. И я уже в пятом классе учился, хорошо помню- по телевизору- у нас один канал был тогда- транслировали эти съезды. Начинается этот съезд, пять тысяч человек в Кремле, во Дворце Съездов встают, выходит начальство с Брежневым во главе, и сообщают: «А сейчас с лунной орбиты нас будет приветствовать советский спутник Луны». И сквозь шорохи помех раздается гимн партийный, причем он записан был даже не на магнитофон, а на такую механическую шарманку, знаете, вот заводишь. Магнитофонов надежных не было, а шарманка- штука надежная. Вот так вот идеологическую нагрузку несли даже космические аппараты.

Ну и уже с середины шестидесятых американцы нас начали обгонять. Они посадили на Луну очень интересного робота (изображение на экране). Видите, он на ногах, на трех опорах, то есть то, что он не провалился, говорило о том, что и человек там может ходить, не провалится, и ракета с человеком может опуститься. Вообще, хорошая была машина, она много месяцев работала, у нее даже механическая рука была- скребочек такой, он там на пантографе, рыл Луну. Запомните эту фотографию. Мы ее еще раз увидим. У вас не возникло вопросов, кто ее на Луне сфотографировал?

Реплики из зала

- Это селфи

- Это наш луноход...

Владимир СУРДИН

Селфи, ага (смеется). Нет не наш, и не луноход. Узнаем. А эксперименты с непилотируемыми аппаратами продолжались. Я быстренько- их два- расскажу, потому что это самое великое достижение нашей космонавтики по Луне.

Мы туда посадили два раза в истории луноходы. Вот эти вот механические машины, которые, кстати, очень удачно работали. Экипаж сидел на Земле, сквозь телекамеры они видели пейзаж перед лицом лунохода и гоняли его по Луне. Особой научной нагрузки не было, но ездил он очень хорошо. Кстати, экипаж- это танкисты профессиональные, и машина управляется по-танковому, то есть просто разворотом механическим, но у нее все-таки колеса. Механически безупречная машина, тяжелая, она масштаба автомобиля «Smart» или «Ока» наша, вот такого размера, такой же массы, примерно. В принципе на ней и человек мог- собственно она и была задумана для поездки человека по Луне. Но человека нам туда не удалось отправить. Вот та работала хорошо.

Вот я много лет гордился тем, что наш луноход- самый тяжелый планетоход в мире, потому что у американцев были марсоходы предыдущих двух поколений, но они ни в какое сравнение по размеру, по массе с нашим. Но наш сотовый телефон тоже самый тяжелый в мире, как известно. Но луноход все-такиэто действительно техническое достижение, он почти тонну весил на Земле, но научной нагрузкив те годы не умели маленькие научные приборы делать, не было микроэлектроники, она еще не родилась, конечно, марсоходы более продвинутые, в этом смысле, но луноход был самый тяжелый.

И последнее наше достижение уже в период полетов людей на Луну и даже после полетов- это вот несколько посадочных аппаратов, очень удачных. Никто, кроме нас такого не делал. Они садились на Луну, спускался бурильный автомат, ковырял поверхность Луны, где-то на глубину около двух метров, брал пробы грунта. Поднимался, запихивал их в этот шарик (изображение га экране). И с Луны стартовала вот эта вот верхняя частьэто самостоятельная ракета на Землю. К Земле подлетал спускаемый аппарат и на парашюте спускался. Он размером с мячик такой. Мы привезли таким образом с Луны без участия человека три образца. Там по сто грамм, примерно, вещества. Это было интересно, это было хорошо, но все-таки интереснее было отправить на Луну людей.

И вот началась в конце шестидесятых гонка лунная, кто первый? Американцы делали свой проект, мы делали свой проект. Там фон Браун делал тяжелую ракету, мощную, у нас Королев делал тоже тяжелую, мощную ракету. Совершенно не ясно было, кто первым это сделает. Первым сделал фон Браун. Он сделал великую ракету «Сатурн 5», самую мощную, самую тяжелую в мире. До сих пор нет ей аналогов. 110 метров высотой, 3000 тонн весом. Гигантская машина. Меньше нельзя. Экипаж 3 человека, их надо кормить, поить, обслуживать. То есть к Луне надо довольно тяжелый космический аппарат отправить. Значит вот такая гигантская ракета нужна.

Мы тоже делали похожую. Вот наш, королевский вариант лунной ракеты (изображение на экране). Ракета «Н 1», такого же роста, такой же массы, но технически устроенная иначе. У американцев были более продвинутые технологии, у них горючее было- жидкий водород и жидкий кислород - это очень калорийное топливо. Мы тогда не умели с ним работать. И у нас- керосин, жидкий кислород и керосин. Это, в общем, традиционное топливо, и сейчас на нем летают все наши ракеты, ну и тогда. Если бы их рядом поставить, они были бы сравнимы по размеру, по массе, по всему, но технически наша уступала. У американцев были очень мощные двигатели, вот здесь, в нижней части (изображение на экране), всего пять двигателей, но огромной мощности. У нас было тридцать с лишним не очень мощных двигателей, а управлять десятками ракетных моторов, чтобы они согласованно работали, для этого сейчас бы просто компьютер с этим справился, но тогда не было компьютера достаточно легкого, чтобы его можно было на ракету поместить. Это нас подвело.

Четыре раза испытывалась наша ракета в полете. Четыре раза она взрывалась, и потом от нее отказались. Не получилось. У американцев ни одного неудачного запуска ракет «Сатурн не было. Вот фон Браун (изображение на экране), а вот его знаменитые ракетные двигатели «J1». Правда, очень удачные моторы. Ракетчики говорят, что хороший двигатель привяжи к забору- забор полетит в космос. Главное- это ракетный двигатель, конечно. Им это удалось сделать.

Позже и нам это удалось сделать. Уже в восьмидесятые мы сделали такую же мощную ракету, как «Сатурн 5», наши вот ракеты «Энергия» (изображение на экране). Но это было уже 20 лет спустя, и это оказалось никому не нужным. Она никакой пользы стране не принесла, никогда ни одного полезного запуска не было, только потраченные гигантские деньги, которые разорили экономику Советского Союза окончательно. Тем не менее - хорошая ракета, может быть когда-нибудь ее воспроизведут. Тогда она не пригодилась.

«Сатурн огромная, хотя она очень легкая, на самом деле, эта вот алюминиевая и титановая конструкция (изображение на экране) почти ничего не весит. Это вот как пивная банка. Покупаешь- тяжелая банка, выпил пиво или пепси-колу - она ничего не весит. Весь вес в ней был жидкостью. Вот примерно такое же соотношение веса ракеты к весу топлива, которое в нее заливают. Вес ракеты там около двухсот тонн, даже меньше, а топливотри тысячи тонн в ней. Поэтому пустая она, настолько тонкие стенки у нее, что ее даже положить и поднять нельзя. Ее собирают в вертикальном положении в таком сборочном корпусе и потом к месту старта вот так и везут вертикально, чтобы не обломить там, чтобы не сломалось. Везут на огромном таком тягаче, на платформе подвижнойэто самое крупное устройство из подвижных на земле, как было оно в шестидесятые, и до сих пор работает, и шаттлы оно возило и до сих пор еще его используют. Самый тяжелый грузовик в мире. Он ее везет к месту старта. Вот это Флорида, болота флоридские (изображение на экране), берег океана. Подвозят, ставят на стартовый стол. Видите, вот тут уже Атлантика.

Американцам повезло, конечно, с географическим положением. Флорида все-таки близко к экватору. А чем ближе к экватору космодром, тем легче с него запускать ракету- вращение Земли подталкивает ее, дает дополнительную скорость. Ну и к тому же океан у них сеть. Ракета взлетает, у нее сначала работает первая ступень, вторая ступень, третья. А эти сбрасываются, сбрасываются. И когда над океаном, - это все никому не вредит, спокойно можно сбрасывать. Но Куба там, правда есть, но обычно не попадают на нее.

А у нас единственный был наш большой космодром, да и до сих пор он единственный - это Байконур, на суше, и приходится коридоры такие от него не заселять людьми, а специально оставлять для того, чтобы первая, вторая ракетная ступень туда падали и никого не побили. Сейчас делают у нас космодром «Восточный», там будет лучше ситуация, там над Тихим океаном. Если не попадет на Корею и на Японию, то будет все в порядке.

На верху ракеты, на самом носике - сам космический корабль, то, где сидят космонавты. Если что-то случится и ракета на старте начнет себя плохо вести, для этого есть система спасения. Над космическим кораблемеще маленькая твердотопливная ракета. Вот ее испытания (изображение на экране). Она резко включается, сдергивает кабину с космонавтами, отвозит в сторону ее и на парашюте спускает так, чтобы основная ракетоноситель ее - мало ли что-то взорвется тамне повредила. Американцы ее испытывали, но ни разу не применяли. У нас она один раз - на всех пилотируемых полетах есть такая система спасения- у нас она один раз спасла жизнь двум космонавтам нашим, так что это нужная вещь.

Ну вот «Сатурн летал надежно. Первый экипаж, который должен был отправиться в космос, в первый испытательный полет на ракете «Сатурн 5», в шестьдесят седьмом году, в самом начале шестьдесят седьмого года. Это очень опытный, Гриссом, космонавт, Уайт тоже летал. Это новичок (показывает на третьего космонавта экипажа), ну, в общем, считалось, что самые крутые пилоты. Им не повезло, они погибли еще при наземных испытаниях. Случился пожар в кабине корабля, еще на космодроме, и ничего там не осталось. Дело в том, что для облегчения космического корабля в американской космонавтике принято заполнять кабину чистым кислородом. У нас сейчас в этой комнате 80% азота, 20% кислорода. Если вынуть азот, то можно почти в 4 раза понизить давление газа, и не надо будет твердые толстые стенки делать кораблю, его же распирает внутренним давлением. И вот американцы решили заполнять чистым кислородом. Это им обошлось таким.., сами понимаете- все горит в чистом кислороде.

Они в течение года переделывали корабль, не отказались от мысли чистого кислорода, но переделали, там системы пожаротушения сделали, и на год у них притормозилось развитие этого проекта.

А мы их в это время догоняли, и американцы очень переживали, что мы их можем перегнать. И мы, действительно, в какой-то момент их перегнали. Мы сделали космический корабль, который впервые облетел Луну, вернулся на Землю, сел, не очень мягко, но, в общем, сел. И в нем были первые космонавты. Вы видите. Первый космонавт, который облетел Луну и вернулся на Землю (изображение на экране). Это были две черепахи сухопутных, ну там еще были червячки всякие, мухи дрозофилы, но главные члены экипажа- это две черепахи.

Это очень сильно напрягло американцев. Это был сентябрь шестьдесят седьмого года. И они прекрасно понимали, что на следующем таком корабле может уже космонавт облететь Луну, и это будет первый полет к Луне советского космонавта. Поэтому они пришпорили свою программу. И первый же испытательный полет ракеты «Сатурн 5»- еще испытания только, впервые люди на ней взлетали- прямо отправили ее к Луне, в облет Луны. Не с посадкой, а просто облететь, покрутиться вокруг Луны и вернуться на Землю. Это было очень рискованно. Это было сделано прямо на исходе года, последние числа декабря шестьдесят восьмого года, чтобы шестьдесят восьмым годом застолбить первый полет к Луне. И Им это удалось.

Вот три первых межпланетных перелетчика (изображение на экране). Они как раз отправились к Луне, десяток оборотов вокруг нее сделали и вернулись на Землю. «Аполлон 8».

Обратите внимание, как фантастам иногда удается попасть в точку (изображение на экране) Левая иллюстрация - это из романа Жюль Верна «Из пушки на Луну», он немножко по-другому называется, но обычно говорят «Из пушки на Луну». Кто-нибудь читал Жюль Верна «Из пушки на Луну»? Вот, вот. Вы, наверное, и картинки видели. Правда это был артиллерийский снаряд, но по размеру, по массе, по форме полностью напоминает «Аполлон», лунный корабль американцев «Аполлон». Три человека реально летали на Луну, три человека у Жюль Верна, но у них еще правда собака с собой была или две собаки, на самом деле собаки не летали еще к Луне, и возвращались и на самом деле, и у Жюль Верна, падая в Тихий океан. И Жюль Верн таким образом решил свою фантастическую историю. И на самом деле все «Аполлоны», возвращаясь от Луны, падали в Тихий океан у берегов Калифорнии, там недалеко. Так что очень много совпадений.

Вот полет ракеты «Сатурн (изображение на экране). Вообще, это грандиозное техническое достижение. Представьте, три тысячи тонн самого взрывоопасного топлива, какое только можно придумать. Взрывчатка, жидкий кислород, жидкий водород. Одна искра- и ракеты не будет. Кстати, в истории космонавтики было такое. Шаттл один погиб именно таким образом. А здесь хлещет плазма с температурой две с половиной тысячи градусов, гигантский столб огня. И от него до этой взрывчатки несколько дециметров всего. И вот все это совмещается. Это великий инженерный подвиг.

Когда мы чествуем космонавтов- ну, кого посадили, тот и полетел- но вот на чем он полетел? Этих людей как-тоНу знаем фамилию Королев, кто еще? Кто делал ракеты, кроме Королева? А их делали десятки тысяч людей, гениальных инженеров. Или кроме фон Брауна? Вот два имени, которые у нас в памяти- символы. На самом деле это гигантский инженерный скачок.

Ну, хорошо, полетели. Ракета разогнала аппарат, и вот «Аполлон» уже летит к Луне. Это (изображение на экране) сам перелетный корабль. Он не умеет ни садиться на Луну, ничего, он может только подлететь к Луне, выйти на орбиту, а потом вернуться к Земле. А вот то, в чем космонавты реально садятся на Луну (изображение на экране), живут там, потом возвращаются к своему кораблю и оттуда отправляются на Землю. Три человека в экипаже. Один обязан остаться в самом корабле. Надо им управлять, надо следить, тогда электроники никакой почти не было. А двое переходят в посадочный модуль, в лунный модуль, и в нем садятся на Луну. Вот ноги, опоры (изображение). Потом вот в этой верхней части взлетают с Луны, стыкуются с кораблем и возвращаются на Землю. Перелет недолго длится- трое суток, поэтому у них там комфорта нет, они там в таких сидениях лежат или сидят, в невесомости прибывают. Трое суток, а потом подлетают к Луне.

Собственно лунный корабль -это двигатели и топливо. Для самих космонавтов там места практически нет. Вот рабочее место тех двух, которые должны сесть на Луну (изображение на экране). Один стоит - именно, не сидит, там нет сидений- стоит у одного окна- свои рычаги, второй стоит у другого окна- свои рычаги. Вот они вдвоем управляют аппаратом.

Испытания показали, что управлять в момент посадки человек не в состоянии. Много приборов, много систем, и за ними уследить два члена экипажа не могут. Нужен компьютер. Компьютеры были в ту эпоху. Но нормальный компьютер занимал пространство этого зала, весил десятки тонн. В такую вот алюминиевую баночку его не воткнешь. Поэтому впервые были созданы, именно для этой цели, для полетов на Луну, микропроцессоры, то есть компьютер в одном кристалле. Вот то, что сейчас в каждом сотовом, ну и везде сейчас. Везде сейчас микрокомпьютер, мы этому не удивляемся, но создан он был из потребности разместить его на легком космическом аппарате для полетов к Луне. Вот первый процессор Z 80 (изображение на экране) как раз оттуда пошел, ну и потом микроэлектроника шагнула в быт.

Это рабочее место главного пилота (изображение на экране) лунного корабля. Собственно, это Армстронг, Нил Армстронг, который первым и вышел на Луну. Он в скафандре, и такими резиновыми подтяжками подвешен к потолку. Сесть ему там не на что, ну просто, чтобы его не сильно там кидало, а так, немножко зафиксировалось. Вот он управляет. Хорошо.

Прилетели, сели, поработали. Надо отдохнуть. А где спать в этом кораблике маленьком? Он размером с платяной шкаф или с книжный шкаф. Ну вот первые экипажи спали так. Один садился в ноги, другой садился на кожух двигателя. Им не разрешали снимать скафандры с себя, потому что стенки корабля очень тонкие, любой микрометеорит их, конечно, прошивает насквозь. Боялись, что вдруг чего- воздух выйдет- надо быть в скафандре. Ну, спать так невозможно. Они и не спали. Первый экипаж там всего одну ночь провел, на Луне, какой уж там спать. Но потом были полеты на двое суток, на трое суток. Там уже нельзя было не спать. Им придумали гамаки. Натягивались вот такие гамаки, перпендикулярно один другому (изображение на экране) и спали. Им разрешалось шлемы снимать, потому что, ну, шлемы можно быстро надеть, пока воздух не вышел.

А в это время мы тоже готовили свой лунный корабль. Ну, наверное, узнаете его очертания. Это наш «Союз», на котором десятилетиями летают наши космонавты на орбиту вокруг Земли. И это был лунный корабль, он создавался для полетов к Луне в середине шестидесятых годов. И он хорошим получился. Он уже полстолетия работает у нас как орбитальный аппарат. На самом деле это наш первый лунный корабль. Ну вот он так выглядит (изображение на экране).

Мы создали и посадочный аппарат для Луны. Вот это разные варианты советского лунного модуля. Выбрали самый легкий из них. Экономили вес. Он вот так должен был выглядеть. Он тоже был сделан, он даже был испытан на орбите вокруг Земли. Очень хорошо себя показал. Но он вмещал только одного человека, одного пилота. Поэтому предполагалось, что к Луне на нашей ракете летят двое, один остается на орбите стеречь основной аппарат, это то, что мы сейчас «Союзом» называем, а второй в одиночку вот на этом садится на Луну, работает, потом возвращается. Этим первым должен был быть Алексей Леонов. Готовились все, они были готовы к полету, и Леонов как самый опытный космонавт должен был первым лететь на Луну. Это трагедия его жизни, что вот он мечтал о полете на Луну, и не получилось. Ракета не получилась. Космонавты были готовы, космические корабли были готовы, ракетоноситель у нас не вышла. Ну, в общем, это все было работоспособным, если бы ракету сделали, все бы это полетело.

Если бы рядом на Луне случайно прилунились американский и наш лунные корабли, они бы выглядели вот так (изображение на экране): наш помельче, на одного человека, американский помассивнее, на двух, но в принципе у них много общего.

Первый экипаж, который реально спустился на поверхность Луны- это известные люди- Армстронг, Олдрин- они были на Луне, а Коллинз стерег орбитальный корабль, он не садился на Луну, а летал, ждал их возвращения. И видите, у него не такое радостное лицо. Долететь до Луны и не опуститься на нее...

Но, пожалуй, еще большую трагедию испытал предыдущий экипаж. Это был «Аполлон 11», а предыдущий- «Апполон 10». Их отправили к Луне, они вышли на орбиту вокруг Луны, двое перешли в лунный модуль, стали опускаться к Луне, и не долетая нескольких, двадцати километров, примерно до поверхности Луны, включили двигатели, вернулись обратно, состыковались и отправились к Земле. Это была проверка, испытание. Им не разрешали опуститься до конца. У них был реальный шанс стать первыми на Луне. Если бы они ослушались начальства и все-таки опустились бы на поверхность, они бы потом вернулись, и все было в порядке. Но они точно выполнили программу. Кто помнит их фамилии? Никто из тех, кто вообще космонавтикой не увлекается. Они реально были в нескольких километрах от лунной поверхности, испытатели.

Хорошо. Июль шестьдесят девятого года. Первый старт к Луне с посадкой. Полетели, опустились. Там много эпизодов было, все они описаны хорошо, вообще, все это очень хорошо документировано. Секунда за секундой, каждый шаг, каждая из сотен тысяч фотографий, из сотен тысяч магнитофонных записей, все лежит в сети, документировано абсолютно точно, можете это проверять. Очень интересные моменты были в истории экспедиций.

Вот так они выглядели (изображение)- первый выход- ну это, конечно, не первый выход на поверхность. Первого, естественно никто не снимал со стороны.

Корабль довольно тяжелый, у него грузовой отсек, из него вынимали всякую научную аппаратуру, размещали ее на поверхности Луны. Первая экспедиция там два часа всего проработала, на поверхности. Им надо было сесть и улететь обратно. А потом они все дольше и дольше, последние по трое суток там работали. Некоторые приборы, оставленные ими на Луне, ну вот сейсмографы, например, они работали потом несколько месяцев, даже один больше года, и передавали информацию на Землю. Есть приборы, которые до сих пор работают, оставленные этой экспедицией, но это своеобразные приборы. Это отражатели лазерного света (изображение), такие ретрорефлекторы. Это панель, такая сотовая конструкция алюминиевая, куда вставлено много-много стеклянных призм. Они обладают интересным свойством. Вот так они вблизи выглядят (изображение). Откуда бы лазерный луч на них ни упал, он отражается точно в ту сторону, откуда пришел. Зачем это нужно? Мы уже много десятилетий этим пользуемся. Это телескоп наземный (изображение). Мы стреляем лазерным лучом в Луну. От этих ретрорефлекторов часть луча отражается и приходит к нам обратно в телескоп. Полторы секунды туда, полторы секунды обратно. Через три секунды мы получаем свой лазерный импульс. Точно измеряя время пролета, мы измеряем расстояние до Луны. Сегодня точность измерения чуть лучше сантиметра, в ближайшие годы будет около миллиметра. И это массу интересных научных результатов нам приносит. На наших луноходах тоже такие, поменьше размером, чем американские, но есть эти рефлекторы. Они тоже работают. Луноход, конечно, давно уже мертвый, но рефлектор позволяет им пользоваться.

Самая знаменитая фотография- первая фотография человека на Луне (изображение). Фотоаппарат у них на двоих один был, носил его у себя на груди Армстронг. Поэтому все снимки, первые, экспедиции - это Олдрин снят, а Армстронг практически ни на одном кадре не оказался. Ну его, видите, в отражение видно. Поскольку здесь хороший светофильтр зеркальный, да еще и выпуклый, то мы видим все: и посадочный аппарат, и флаг американский, и тень самого Олдрина, от ног его идет, и изображение Армстронга, который сейчас фотографирует и еще кое-что. Голубая точка. Поняли, да, что это такое? Земной шар отражается там. Вот такая удачная фотография получилась.

Скафандр- штука тяжелая. Он весит около 200 килограмм на Земле, но поскольку сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, носить его на себе не очень тяжело. Вес сравнительно небольшой получается. Но работать очень тяжело, потому что внутри скафандра давление, примерно 0,3 атмосферы, а снаружи вакуум. И вы, как внутри футбольного мяча находитесь, и чтобы, например, сжать перчатку, нужно очень солидное усилие прикладывать. Возьмите резиновую перчатку, надуйте ее, поймете, какая она упругая. И вот, скажем, через трое суток работы у космонавтов уже кровь из-под ногтей сочилась вот от этой непрерывной работы в надутых перчатках. Это по-прежнему не решенная проблема, пока нет скафандров, где было бы удобно работать рукой в вакууме.

Мелкой электроники тогда не было, и вот сегодня мы бы десять фотоаппаратов сюда приклеили бы (изображение) или кинокамеры. Он бы их носил и не замечал. Тогда он носил на себе один фотоаппарат, весом примерно три килограмма. Очень хорошая камера «Hasselblad », пленочная. Надо было менять кассеты с пленкой. Надо было устанавливать диафрагму, выдержку, резкость. Ну и вообще, неудобно, правда, вот эта висит на тебе штука плюс к скафандру. Да и скафандр гнется довольно условно. Он гнется только в сочленениях, там на локтях, коленках. Остальное- это кираса металлическая и вставки металлические, чтобы он не раздувался, как мяч. Так что эта штука малоудобная, и работать в ней то еще удовольствие.

Пока двое работали на Луне, третий летал на орбите. Вот его космический аппарат. У него были всякие фотоаппараты, он Луну фотографировал здесь, обратную сторону очень хорошо впервые сфотографировали, каждые два часа он делал оборот вокруг Луны.

А вот та самая неприятность, о которой вы вспомнили (ранее слушатель напомнил о серьезной неполадке у одного из экипажей). Третий полет к Луне, «Аполлон 13». Насколько помню, его запустили в пятницу, тринадцатого числа. Он неудачно получился. Уже подлетая к Луне- взрыв. Один из баллонов с кислородом- он под высоким давлением, 200 атмосфер- он взорвался. Видите, разворотил им там все. И, конечно, ни о какой посадке речи не было. Они просто, слава Богу, облетели Луну, вернулись к Земле, опустились. Вот радостные выходят из вертолета, их спасшего из океана. Ну, по крайней мере, живые. Но программа была не исполнена.

Это снимки обратной стороны Луны (изображение). Это кратер Циолковский. Мы впервые его так хорошо увидели именно на снимках, привезенных американцами. На Луне много интересного оказалось, например, русла рек. Что по ним и когда текло, мы пока не знаем, но русла видим.

Работа на поверхности Луны очень интенсивная была, у них все по минутам было расписано. Они там выставляли приборы, телекамеры, всякие сейсмографы, взрывпакеты клали, которые уже потом взрывались после их отлета с Луны, чтобы зондировать звуковыми волнами внутреннюю часть лунного шара. Носить их было вроде не тяжело, все в шесть раз легче, чем на Земле, поэтому сначала носили в руках, такой штангой соединяли два ящика с приборами, и вот космонавт это дело тащил руками. Видите, пыль есть, вот он пылит ногами. Но ее сравнительно немного оказалось, и она не сильно мешала двигаться или там ездить на колесах, потом ездили на автомобилях. Но пыль оказалась довольно неприятная, в том смысле, что липла ко всему. Там ультрафиолет солнечныйатмосферы нетультрафиолет электролизует твердые частицы, и пыль липнет, потому что электрический заряд на ней, фотоэффект, электрический заряд, и она облепливается. Посмотрите, у него черные ноги. И вы обратите внимание, на всех фотографиях, где космонавты, у них почти по пояс запыленные ноги. Это ничего, пока вы гуляете по Луне. Но потом, когда вы в этом скафандре возвращаетесь в космический корабль, пыль идет вместе с вами. И вот они сильно страдали от этой пыли в атмосфере космического корабля.

Интересная была экспедиция «Аполлон 12», вторая на Луну. Сел их космический аппарат недалеко от того самого робота, который за несколько лет до этого прилетел на Луну. Тут где-то 200 метров. И впервые на поверхности Луны встретились живые космонавты со своим роботом. Это интересный был момент. Поскольку он провел на Луне несколько лет, то интересно было посмотреть, как пострадали, как ведут себя материалы некоторые в вакууме, при космическом облучении. Поэтому они отвинтили несколько штучек: вот телекамеру взяли с собой на Землю, испытывали ее потом на Земле. И оказалось, что внутри нее живые микробы - стафилококк, по-моему. Несколько лет в вакууме и радиации космической, а микробы остались живы там.

Экспедиция «Аполлон 14». Тринадцатая была неуспешная, не удалось. «Аполлон 14». Им уже дали тележку. Двухколесная такая тележка, с ручкой, можно было за собой ее таскать, на ней удобно было перевозить какие-то приборы, образцы грунта собирать. Это уже какое-то облегчение было. Видите (изображение): экспедиция опустилась и они пошли гулять со своей тележкой. Это следы колес тележки, а ямочки- это следы ног астронавтов.

На всякий случай у них была система взаимного спасения. Если бы скафандр одного из них отказал, ну, мало ли, кислород утек, то можно было бы соединить два скафандра специальным шлангом, и система жизнеобеспечения одного из них поддерживала бы их двоих. Но ни разу ее не использовали, скафандры работали надежно.

Последние три экспедиции: «Аполлон 15, 16 и 17» уже имели электротранспорт. Ну я сразу уточню, на Луне было 6 успешных экспедиций, в каждой по 2 человека, то есть всего на поверхности Луны работало 12 астронавтов. Электромобиль. Хорошая, надежная машина с удивительными свойствами, например со своей системой навигации. У нас сейчас есть навигаторы. Но наши навигаторы в автомобилях пользуются спутниковой информацией, а вокруг Луны никаких спутников GPS не летает. И здесь навигация была инерционная, с гироскопами.

А нужна она вот для чего. Луна маленькая, относительно маленькая. И там до горизонта примерно 2 километра. Если вы отъезжаете от места посадки на 5-10 километров, вы теряете из виду свой космический корабль. Как к нему вернуться? Ну, есть возможность- по своим следам обратно вернуться. Но это же не интересно- два раза по одному пути. Хочется какой-то маршрут совершить. И вот система инерционной навигации позволяла это сделать. Она просто на карте отмечала посадку и приводила их обратно к месту, где их космический аппарат расположен. Машинка легкая. На Земле она всего 200 килограммов с чем-то весит. А на Луне вообще вдвоем руками ее можно поднять. Складная. Сейчас увидите, как она складывается. Размером с чемодан становится большой. Мощные крылья над каждым колесом, и это очень дальновидно было сделано, потому что колесо захватывает лунную пыль, кидает ее наверх. И если бы крыльев не было, колеса бы закидали пылью всю аппаратуру и самих космонавтов. Вот испытания уже непосредственно перед стартом, когда они уже сами в скафандрах, и машина готова, просто систему коммуникации испытывают (изображение).

Кстати, в скафандрах не было системы кормления, но была система попить. Космонавт не может восемь часов не пить, правда? Там несколько бочков было с водой и соком, с апельсиновым. И вот один раз, в начале прогулки- а у них прогулки часа по четыре, иногда по шесть часов длились- бочок, что-то с ним случилось, и из трубки апельсиновый сок залил все пространство шлема. А протереть-то невозможно, не откроешь же его там. И вот, космонавт работал в апельсиновом соке весь трудовой день. Тем не менее всю программу выполнил. Но больше апельсиновым соком не заправляли скафандры, только водой.

Посмотрите (изображение на экране): машинка складывается и становится довольно компактной. И ее к борту сбоку просто прижимают к посадочному лунному модулю. Она становится маленькая. Вот нам бы так- взял ее и на балкон поставил, и не надо никакого места для парковки. Потом вы прилетаете на Луну и начинаете этот аппарат- электромобиль раскладывать. И он постепенно приобретает нормальный вид, спускается, колесики раскладывает, сиденья поднимает, телекамеры, антенны поднимает, и становится нормальным. Вот готов к поездке (изображение).

 Сила тяжести на Луне небольшая. Но и веса на вас всегда много. Скафандр и вы весите там дай Бог! Так что особенно высоко не подпрыгнешь. Это вот Джон Янг (изображение) демонстрирует, насколько высоко можно подпрыгнуть в скафандре на Луне. Сантиметров на 80, больше у него не получалось. Но попробуйте на Земле без скафандров подпрыгнуть, чтобы у вас пятки на 80 сантиметров оторвались. Поэтому, когда говорят, что все это съемки в павильоне Голливудаага

Говорят ведь, правда, вы неоднократно слышали, что экспедиция американцев на Лунувсе это подделка. Слышали же об этом? А кто считает, что это действительно подделка. (молчание в зале) Слава Богу.

(замечает поднятую руку).

А вот скептики всегда есть! (улыбается)

Реплика зрителя, поднявшего руку

Дело в том, что в Советском Союзе вообще замалчивалось...Я вот думал, что всего пара экспедиций была, а вы говорить шесть…

Владимир СУРДИН

Шесть успешных. Замалчивалось. Ну, неприятно было говорить об этом. Мы не смогли, а они смогли. Между прочим, мне иногда на лекциях люди старшего возраста так и говорят: «Не может этого быть! Мы не смогли, а американцы смогли?! Мы же были лидерами в космонавтике. Почему они, а не мы?». Обычно мужчины среднего возраста об этом спрашивают. У меня стандартный ответ в форме вопроса. Я спрашиваю мужчину: «Вы автовладелец?». Ну ответ стандартный: «Да». «На чем ездите?». Все. Вопросов больше нет. Как правило это не отечественный автомобиль.

А вот вам доказательство, что это все-таки не Голливуд (изображение), хотя говорят- флаг-то развевается, значит, ветер гулял в павильонах Голливуда. Нет. Ветер не гулял. Посмотрите внимательно на два последовательных кадра. Космонавт такой торжественный салют отдает своему национальному флагу. Он движется, а флаг? Ну я не особенно аккуратно их сложил, но все-таки видно. Флаг просто мятый. Он висит на этой металлической планке.

Реплика из зала

Скажите, а можно вопрос?

Владимир СУРДИН

Конечно!

Слушатель

По информации- флаг у них долго не хотел быть в статичном положении, постоянно комкался, и его пришлось приклеить к рейке…

Владимир СУРДИН

Нет, его с самого начала так, поскольку нет ветра, без рейки он просто висел бы вдоль флагштока, рейка была с самого начала. Но флаг доставали из пенальчика такого. Он мятый был, потому что утюга не взяли с собой. И он до конца экспедиции вот такой и висел. Веса у него почти нет. Собственный вес его не расправлял, вот он так и висел мятый. Не особенно мятый, видно, что это американский.

Машинка была хорошо сконструирована. Все колеса- каждый со своим двигателем. Но колеса не резиновые. Не наши, надувные. Это колеса из тонкой металлической сеточки, упругой. Именно поэтом у они захватывали хорошо пыль, кидали ее, и без вот этих вот крыльев (изображение)- видите пыль как летит- при наличии вакуума пыль летела бы по таким баллистическим траекториям, все бы тут закидало. Хорошо, что сделали крылья.

Сверху очень интересные снимки были орбитальным аппаратом, а внизу эти же области исследовали те, кто сел. Вот, например, каньон такой- разрыв поверхности долины Хедли (изображение). Посмотрите на это же, но уже глазами космонавтов, которые подошли туда и прямо его исследовали.

Последние экспедиции летали в горные районы. Первые, конечно, не рисковали в горы. Их как можно на более ровную поверхность отправляли. Уже потом, набравшись опыта, они садились в горных районах. И это для геологов, конечно, намного интереснее, чем равнина. Машинки, все три электромобиля, остались на Луне, в полном порядке, можно использовать, когда попадете туда, но вот свою службу они сослужили там.

Один раз интересная история произошла. Вот как раз про эту фотографию (изображение). Когда снимали машину с борта и разворачивали ее, крылом зацепились за что-то. Видите, нормальное крыло, далеко идет, почти до ступицы колеса. А теперь посмотрите сюда. Нет крыла. Оно обломилось вот в этой части, вроде бы ничего. Попробовали сели на машину. Пыль летит и накрывает космонавтов с головой. Им с Земли сказали- все, машину оставить, ходить пешком. Но вся программа экспедиции была рассчитана на далекие маршруты, поездки. И было очень обидно терять такую возможность. Они ночь не спали- кумекали- и придумали. К утру они ободрали бортжурнал и из обложки, склеив ее скотчем, сделали вот часть крыла, привинтили какой-то струбцинкой. Кто положил скотч так до сих пор и не выяснили, но оказалось, что он совершенно необходим в таких ситуациях.

Обратите внимание на ноги космонавта. Видите? Они по колено в пыли. Черные. Но это крыло им как раз позволило все-таки использовать машину и съездитьгде-то около тридцати километров они маршрут проехали.

А в последней экспедиции был ученый. До того все одиннадцать членов экспедиций были опытными пилотами-испытателями, конечно. И только в последний, «Аполлон 17», включили одного ученого- геолога, Шмидта. И он оказался самым полезным. Именно он собрал самые интересные образцы лунного грунта, которые до сих пор вызывают и вопросы, и восхищение. Ну, опытный глаз у него был. Хотя, все они неплохо подготовлены были, но он профессиональный геолог был. Посмотрите, как собирали образцы. Сзади у вас этот чемодан жизнеобеспечения, впереди камера. Тут еще рюкзачок (изображение), и нагнуться практически невозможно. Поэтому он таким совочком, на конце этого совочка захват, а он там наверху нажимает клавишу и камешки хватает, подтягивает к себе, и кладет, вот так, не глядя, в эту торбочку. Но все пробы были документированы. То есть фотографировалось место, время, даже ставилась вот такая вешка, чтобы видеть, откуда солнце, как тень падает. Вот это (показывает на изображении), те , кто занимается фотографией, понимают, что это такое, - цветовая марка, чтобы потом восстанавливать цвета, баланс, баланс белого, то что называется, выправлять на фотографиях, и так далее. То есть все это было по- научному организовано.

Самый интересный камень на Луне оказался вот этот валун. От него кусочек отломили, привезли на Землю. Его возраст более четырех миллиардов лет. Среди земных пород мы такого никогда не находили. Но Луна- мертвое тело, и на ней многое сохранилось еще с тех времен.

Были казусы интересные. Ну вот, например. Вроде обычная фотография (на экране)- в горном районе экспедиция. Но когда на Земле были опубликованы эти фотографии, любители НЛО сказали: «Братцы, да вы что же, не заметили, что там, за бугром, летающая тарелка была?». И вот показали на это (на фото). И действительно, смотрите, край летающей тарелки торчит из-за горы. А, может, нос ракеты какой-то внеземной. Это элементарно расшифровывается. Вот я взял два кадра (2 изображения на экране): этот, опубликованный в газетах, а этот неопубликованный, но он из набора, который был сделан на следующий день при другом солнечном освещении. Видно, что здесь просто переконтрастировано, этот снимок, и не видно второй горы, которая там, потом третья гора и так далее.

Слишком сильный контраст делает из этих обычных горных склонов такой острый предмет вроде края летающей тарелки. Ну для журналистов все-таки главное сенсация, а не правда. Сенсация была сделана. Книжка целая об этом была написана. Я ее читал. Надо было просто разобраться, и сенсации бы не было. Но, кому это надо?

Вот замечательный кадр, он мне очень нравится. (Изображение). Такое одиночество. Один на целой планете. Ну, второй, правда, фотографирует, второй человек все-таки есть. Но вдвоем на целой планете. А если бы наш Леонов летал, он вообще один был бы на всей Луне. Фантастика, конечно, - быть одному на целой планете. Но они вдвоем, это не так страшно.

Они заканчивали работу, садились в этот свой летающий чемодан, стартовали и, состыковавшись с основным кораблем, через три дня были у Земли. Обычная посадка, как и сейчас, потом на парашютах опускались, всегда в океан, корабль плавал, и их вертолетом снимали оттуда и- на борт авианосца.

И вот, обратите внимание, настолько мало мы знали о Луне, что не было уверенности, что на Луне нет собственной лунной жизни, собственных лунных микробов. И первые две экспедиции, когда их вынимали из космического аппарата и в вертолете везли на авианосец, уже там переодевали в костюмы химзащиты и прямиком гнали в специальный бокс, запирали там на две недели. И они проходили там карантин, на тот случай, если они принесли на себе с Луны какие-то болезнетворные микробы. Вот их тогдашний президент Никсон приветствует, а они там. Это вот Армстронг (на фото), Олдрин и Коллинз- они там, в этом боксе. Их возили две недели в этом боксе, Америка их приветствовала, а они не могли оттуда выйти, их вот такто на самолете, то на машине возили, они в окошечко приветствовали публику.

Но убедились, что нет никаких микробов, на поверхности Луны, по крайней мере, и уже следующие экспедиции без карантина сразу выпускали погулять.

Вот все места посадок (изображение) наших и американских, автоматических и пилотируемых аппаратов, которые работали на поверхности Луны. То есть вся видимая поверхность неплохо изучена. Ну, на полюсах, конечно, не были, а так, в общем, более или менее равномерно побывали. Но на обратной стороне до сих пор никто не опускался.

Сразу после окончания этих полетов- в семьдесят втором году последний «Аполлон» летал, потом там, в 1976-ом , последний наш автомат- много было проектов освоения, дальнейшего использования Луны. Вот всякие такие картинки были, города целые лунные проектировали. Но ни у кого не было большой охоты тратить на это деньги, когда уже результат, спортивный, был достигнут- человек уже побывал на Луне, а дальше развивать этот успех ни у кого особой охоты не было. Тяжелые годы были- холодная война- делали подводные лодки, ракеты и все прочее. Деньги уже шли на это.

В середине девяностых начался второй этап исследования Луны, уже беспилотный. И до с их пор- с середины девяностых по сегодняшний день- вокруг Луны непрерывно летают космические аппараты: американские, европейские, японские, китайские, индийские, кстати.

Вот, пожалуйста, японский аппарат передавал красивейшие восходы Земли над горизонтом Луны. Это японские фотографии (на экране). Не буду их все перечислять, их много было.

Самый продвинутый из них- он до сих пор работает- это американский аппарат «Lunar Reconnaissance Orbiter». У него очень хорошая оптика, телеобъективы, и он фотографирует лунную поверхность с разрешением примерно 20-25сантиметров, то есть след человека на Луне он уже способен нам передать. Прекрасные карты Луны по этим фотографиям сделаны. Все места посадок сфотографированы (на экране). Вот первое место- «Аполлон 11», июль шестьдесят девятого года. Это карта, которую сами космонавты нарисовали. Тут они сели, тут они бродили- ну, не далеко отходя от места посадки. Это их собственная съемка. Вот Армстронг, его тень. Вот кратер. А это сегодняшняя уже, современная съемка: вот кратер, вот остатки их космического аппарата. Нижняя часть остается. Она не взлетает, до сих пор там сидит.

«Аполлон 12». Помните, чем он интересен? Они встретились со своим роботом. Вот сегодня мы видим: здесь сел космический корабль (показывает на фото), это тропинки, протоптанные ногами космонавтов. А здесь этот робот. Они обошли этот кратер, встретились там, сняли приборы и так далее. То есть все это сегодня контролируется, все это с орбиты видно хорошо.

«Аполлон 14». Чем он нам запомнился? А им тележку дали первую. Вот она тут следы оставила. Пожалуйста, место посадки. И вот тут она протоптала эти следы своими колесами. Они сюда (показывает на фото) научные приборы отвозили, чтобы в момент старта струей реактивного двигателя не сбить приборы, поэтому они их на несколько сотен метров туда, в сторону, отвозили, устанавливали.

Все шесть мест посадок американских аппаратов, и они сняли наши луноходы, в общем все, что там на Луне интересного сейчас сфотографировано.

Кстати нашли один- мы потеряли свой луноход, луноход первый, забыли место посадки. Так получилось, меняли систему координат на Луне, и чего-то не смогли найти свой Луноход. Нашли его в конце концов. Сидит, куда он денется. Правда, он уже не наш. В трудные годы его продали американцам. Не знаете эту историю? В начале девяностых на аукционе «Сотбис» был выставлен «Луноход с самовывозом. И его купили. Его купил, значит, тогда он был сын одного из американских астронавтов, не помню его фамилию. Позже он сам стал астронавтом. Он его купил. Теперь это его собственность. Но вывезти пока не смог.

Из последних полетов к Луне, наверное, интересен тот, который показал, что на Луне есть вода. Было сделано это так. Последняя ступень ракетоносителя, а на ней- научный спутник. Вот последняя ступень была направлена в район Южного полюса Луны. И она врезалась в кратер на Южном полюсе, который никогда не освещается Солнцем. Там солнечные лучи идут параллельно поверхности, а кратер глубокий, и поэтому на дно никогда солнечные лучи не падают, там всегда холодно, там минус 200 градусов с лишним. И он туда упал- этот бак, третья ступень- взорвался, вот место взрыва (на фото) от удара. Выбросил вещество с глубины примерно 5-7 метров. А этот маленький спутничек летел вслед и он проанализировал выброшенное взрывом вещество. Оказалось, что в грунте примерно 3 % воды, в виде льда, конечно, вода испаряется при ударе. В общем, можно добывать эту воду, если базу на Южном полюсе Луны создадите, то как-то можно использовать эту грунтовую воду, очищать, пить и так далее, не надо с собой вести с Земли.

Где-то в 2005-ом году американцы объявили о том, что начинают новый этап полетов человека на Луну. Старая ракета, «Сатурн 5», никто уже не будет там возрождать, она свое отработала, «Шатлл» у них не способен был далеко летать, сейчас он вообще не используется. И они объявили о создании новой линейки тяжелых ракет для полетов к Луне и, может быть, даже к Марсу. Даже назвали ее «Ares»- это Марс, по-гречески.

Первую испытали легкую ракету этой линейки. Они испытали Ares 1», но один раз испытали, и больше никуда она не летала. А те две тяжелых так и не создали. Потом был экономический кризис, предыдущий, и от этой программы отказались.

Теперь вот, пару лет назад, объявили о создании новой линейки тяжелых ракет, но уже более продвинутых. Но и новый кризис вот, и тоже притормозилось это дело, так что сегодня нет достаточно мощной ракеты, на которой можно летать даже на Луну, про Марс мы вообще не говорим. Но потихонечку американцы делают, вероятно, сделают эти тяжелые ракеты.

Космический корабль, то, что вот «Аполлон» раньше был (изображение). Фактически его воспроизвели сегодня, но на новой основе, новые материалы. Он немножко больше размером. Если раньше 3 человека на нем летали, то сегодня туда пятерых можно воткнуть. Он, конечно, более совершенный, хотя, в принципе, похож. Ну, схема полета такая же: с Земли вокруг Луны, корабль остается, а посадочный, маленький, садится на Луну. Вот посадочный существенно переработали: это уже не микрокабинка, а довольно солидное такое сооружение, где пару недель 4 человека могут вполне комфортно жить. Это уже интересно было бы. Но его пока не создали и не испытали.

Вот этот (изображение) уже создали. Он испытывался. При полете в космосе нормально работает. У него есть особенность. У предыдущего не было солнечных батареек, а у этого есть, то есть он источник энергии имеет. Тот, старый, на аккумуляторах летал. И главное, что не надо держать там космонавта, чтобы стеречь его на орбите. Электроника это сделает сама. То есть все, кто прилетел к Луне, могут сесть на поверхность, поработать, потом вернуться на этот корабль и отчалить к Земле.

Что можно с Луны поиметь полезного? Пока говорят только об одном- о легком изотопе Гелий 3. Он действительно есть в тонком поверхностном грунте, в этой пыли лунной. Этот изотоп, если все пойдет хорошо, и если мы создадим на Земле термоядерные электростанции, можно будет использовать как топливо для термоядерных электростанций. Пока они не созданы и изотоп этот никому не нужен. На Земле его нет вообще, на Луне он немножечко есть. Но пока это только разговоры. Больше ничего полезного мы пока на Луне не нашли, но как базу, как запасную планету, как научную площадку, конечно, ее надо исследовать.

Но я думаю, что первыми людьми, так сказать, второй волны, там окажутся туристы все-таки. Для научных целей уже полет человека не нужен. Уже роботы у нас намного эффективнее работают, чем космонавты. Но как туристическое место паломничества- это привлекательно. Сегодня уже 20 космических туристов слетали на МКС- международную космическую станцию. Стоит такая поездка на неделю на МКС от 20 до 50 миллионов долларов. Для многих это вполне нормальные деньги.

На Луну, если так немножко проэкстраполировать, от 100 до 150 миллионов будет стоить недельная поездка на Луну. Ну, для миллиардера, который с детства был увлечен этой идеей, это, в общем, тоже деньги вполне доступные. Так что, наверное, первыми там окажутся туристы, я так думаю. Их жилище, конечно, придется защищать слоем грунта от радиации. Радиация на поверхности Луны такая же, как в открытом космосе, то есть очень приличная, и долго там быть нельзя, но на недельку- на две там вполне можно и без защиты пожить, но лучше, конечно, защититься.

Вот такие проекты. Есть проекты вообще там копий целых и городков на Луне, но пока это все недалеко разработано, потому что деньги гигантские, а экономического выхода не ожидается, а на чисто научные цели таких больших денег никто не дает. Спасибо!

Вопрос слушателя

И Луна, и Земля- корневые наши породы- датируются тем же самым временем, то есть это четыре и семь, четыре тире восемь, потому что в единственном месте у нас только, в Канаде и в Австралии, обнаружили такие породы. Вот мне было всегда интересно, потому что у нас курс планетарной геологии очень маленький. Как это объяснить, то что Земля и Луна от одной альма- матер произошли…

Владимир СУРДИН

Ну, вся Солнечная система формировалась за короткое время, и примерно одинаковый возраст и у Солнца, и у всех планет.

Слушатель

Естественно. Но Солнце немного старше все равно.

Владимр СУРДИН

Чуть-чуть старше. Но если детально посмотреть, то и у планет есть разрыв, распределение возрастов, но это все укладывается где-то в сто миллионов лет, то есть в одну десятую долю миллиарда. Да, на Земле есть два-три места- долго искали, но все-таки нарыли два, по-моему, места в Канаде и в Австралии, где нашли породы старше четырех, а на Луне вот поехали- бац! Камень. И он такой же старый. Представьте, сколько мы на Луне найдем, если серьезно этим займемся. Для геологов это просто рай.

Слушатель

Спасибо!

Вопрос слушателя

Спасибо за интересную лекцию. Такие лекции нужны, особенно в наше время. Люди перестали увлекаться космосом, чем в шестидесятые годы...

Владимир СУРДИН

А кто тут сидит?

Слушатель

Мало, мало! Я хотел спросить. Меня больше всего восхищает старт лунной капсулы обратно к орбитальному кораблю. Надо было вывести его на орбиту, провести стыковку, у нас какая высота орбиты?

Владимир СУРДИН

100 километров, примерно.

Слушатель

То есть космические скорости. На Земле -то они— первая, вторая…

Владимир СУРДИН

На Земле 11 километров надо, ну восьми достаточно, чтобы на орбиту выйти. На Луне меньше гораздо- 2 километра в секунду, и вы уже отрываетесь от Луны на совсем. Она не сильно притягивает к себе.

Слушатель

Ну и еще вопрос, он, может быть, детский. Мы видим часто, когда Солнце встает или садится и Луна тоже. Она имеет в диаметре гораздо больше, чем днем. Это оптический эффект?

Владимир СУРДИН

Это оптический эффект.

Слушатель

Но там же нет атмосферы. Я видел там тоже- Земля маленькая, а на другом снимке большая.

Владимир СУРДИН

А это уже не оптический эффект, а эффект нашего экрана. Соотношение сторон. Я предупреждал, сокращайте горизонтальный размер. Соотношение сторон тут не выделено. Шестнадцать к девяти, а у меня кадры три к четырем.

Слушатель

И можно еще короткий вопрос. Когда-то мне попались в Никитинской нашей областной библиотеке собрание сочинений Анри Пуанкаре- математик, который первый рассчитал фазы Луны. И там тройные интегралы я увидел. Сложные достаточно он расчеты производил лет 120 назад, наверное. А что такое фазы Луны? В двух словах если?

Владимир СУРДИН

Ну, если вы одну минуту подождете, то я это сделаю. Просто есть презентация одна. Ну, насчет того, что Земля вокруг Солнца- это мы все-таки понимаем, - а не Солнце вокруг Земли. Следом идет Луна. И вот фазы Луны — это часть лунного диска, освещенная Солнцем. На самом деле Луна бегает вокруг Земли, Солнце ее освещает с одного направления, а мы видим с разных сторон. Иногда видим ночную сторону, иногда дневную, потому что за месяц Луна делает оборот. И вот смена видимого внешнего вида лунного диска, она зависит от того, где Солнце, где Луна и где Земля. Собственно вот эта иллюстрация (на экране) должна все и объяснить, надеюсь. Объясняет?

Реплики из зала

Конечно!

Финансовые попечители:

Благодарим за поддержку: