Шапка_new

18 октября 2014

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ
«Экополис: город и природа»

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Дорогие коллеги, я научный сотрудник и преподаватель. Предполагается сказать несколько слов о себе, чтобы вы понимали, стоит ли от меня чего-то ждать или не стоит. В те годы участвовал в студенческом движении по охране природы, были тогда дружины такие. Потом мы занимались практическими направлениями, воздействиями отдыха массового туризма, было исследование, связанное с жестоким обращением с животными, были исследования в области борьбы с браконьерством. Я получил классическое образование для биолога. Я специалист по нервным тканям, нейрогистолог, кандидат наук, потому что изучал, как устроена обонятельная луковица у лягушки. Докторская работа связана с городской экологией, это предмет сегодняшней встречи.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Так сложилось, что мы с известным философом Бруно придумали концепцию экогорода, назвали его экополис. Лет 25 мы курировали этот объект. Что происходит с урбанизацией? Урбанизация — это рост городов в мире и числа городского населения. С 2000 года половина населения земного шара живет в городах. 75 % россиян — горожане. Две трети детей рождается в городах. Города стали нашей основной областью жизни. И если вы вспомните, то 22-23 часа в сутки вы находитесь в замкнутом пространстве. Это может быть кабинет, это может быть аудитория, ваша квартира, кабина автомобиля. Мы понимаем, что это основная среда, мы к ней приспосабливаемся иногда чрезмерно. И выясняется, может это хорошо? В красивом городе, уютном, с хорошими дорогами. И тут мы переходим к тому, каковы издержки урбанизации? Есть же понятие болезнь цивилизации. Они имеют медицинское, иногда психологическое значение. Так сложилось, что в 80-е годы мы начали заниматься тем, что мы понимали, советский город даже благоустроенный, он разрушает природу снаружи, он разрушает человека внутри за счет образа жизни, который мы не можем избежать. Как часто следует из нашей жизни, мы учимся у других и продолжаем это сами делать. На этой картинке показано, как устроен современный город. Эту картинку придумали немцы. Они изучили свой город Франкфурт-на-Майне, показали, как сложно связаны все проблемы. Мы с Вами говорим, негде поставить машину, дурное качество воздуха потянуло ветром с другой стороны. Города — это самая сложная структура, которую научился создавать. Даже когда мы запускаем на луну или на Марс космический корабль, он проще устроен и точнее управляем, чем город. Давайте отнесемся к городу как к очень сложному творению человека. На этой картинке почти все моменты нашей жизни показаны. Воздушный транспорт показан, он приводит к изменению климата. Кто бывает в Европе, небо над Женевой или Цюрихом расчерчено следами выхлопов реактивных самолетов. Что у нас происходит? Тут остатки гормонов, антибиотиков. Они из твердых отходов попадают в корм к скоту. Уплотнение жизни в городе, нас очень много на единицу площади. Оно приводит к реакции, которую биологи знали и до того. Я сейчас приведу несколько примеров. Они приводят к стрессу, они приводят к изменению поведения людей. Мы все еще животные. Мы никогда не говорим, что мы как животные очень зависимы. Оказалось это для биологов понятно, опыт на морских свинках, на ежах, крысах. Он показывает, что если есть прорыв в клетках, где есть вода, корм и опилки, то наступает такой момент, когда крыс становится так много, они так плотно друг к другу прижаты, что наступает то, что мы начинаем догадываться. Начинается презумпция эмбрионов в матке, происходит каннибализм у них, происходит гомосексуализм. Целый ряд моментов, связанные с городской средой может привести к проявлению того, о чем люди и догадываться не могли. Так плотно мы жить не можем, возникают сложные реакции на это, бесконечные реакции перспирантов и подмышек на экране телевизоров, он говорит – а почему так было, что раньше люди за собой не так следили. Я подойду с биологической точки зрения, сейчас посмотрим насколько я прав в своих опасениях.

Вопрос слушателя

Вы такие интересные темы затронули, каннибализм, гомосексуализм. Скажите, не значит ли это, что включаются механизмы сокращения популяции?

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Спасибо за Ваш вопрос. Это такая сложная связь, что на Ваш простой вопрос, у меня нет одного ответа. Слово система, мы еще посмотрим, что за ним прячется для нас. А сейчас хочу показать, что игнорирование ошибок приводит к тому, что показано на этой картинке. Вот умение эффективно решать проблемы, если у нас плохо дело с этим, мы делаем ошибки, за ошибками возникает вина, за виной страх, тогда начинается укрывание ошибок. Потом знание текущей реальности у нас снижается, умение эффективно решать проблемы падает. Есть другой путь, когда страх преодолевается, принятие риска на себя ведет к тому, что способность к инновациям развивается, она на пустом месте не возникает. Каждая инновация несет риск. Картинки, которые я показываю, они относятся к той области, которая у нас очень медленно распространяется. У нас наверняка, здесь есть математики. Есть область, которой вы владеете, математические модели и вообще модели — это универсальный инструмент в большинстве профессий, а это язык системной динамики, когда причинно-следственные связи соединены стрелочками. Если принятие риска ведет к тому, что способность к инновациям возрастает, то ставится плюс. Я не стал вам писать математические формулы или иероглифы. Я хочу, чтобы вы знали, что есть язык для описания сложных систем. Он графический, на его основании потом можно построить модели. Так мы видим, что количество факторов так велико. Управление городом разделено на секторы, они часто бьются за деньги, деваться некуда, они не успевают понять, что происходит. И вот тут мы подходим к обзору проблем современного города. Теперь давайте вспомним Чернобыль. Он, в общем-то, не так далеко был и остается. Вам придется поверить, что все это читаемо. Здесь показано, что через месяц после аварии, отечественный физик, тогда еще советский, сделал огромный доклад в МАГАТЭ. Здесь показано 6 ошибок операторов, каждая из которых могла быть достаточной. Здесь написано нарушение, мотивация, последействие. В последействия аварийной защиты реактора оказалось неэффективность, реактор оказался в трудноуправляемом состоянии. Задним числом мы необычайно умны. Возникает вопрос, а как это могло быть? Что операторы безумные были? И тут опять сочетание нескольких факторов. Оказалось, что атомную электростанцию разрабатывает министерство атомной энергии, там работали физики, они понимали глубину процессов и нюансов. Потом атомные электростанции передали в Минэнерго и пришли другие люди, которые по-своему понимали, что такое можно и что такое нельзя. Они проводили эксперименты, потом в отчете вы читаете, что инструкция у операторов Чернобыльской станции содержала исправления и вычеркивания от руки. Мы с вами видим драматизм сочетания необычайно высоких технологий и очень простой системы управления. Целый ряд серьезных аварий очень медленно раскрывается, не будем говорить о малазийском Боинге, нас ждут сюрпризы. Мы с вами подбираемся к тому, какова сложность города, чтобы понять, чем мы можем управлять, а чем нет.

На международном уровне проблема охраны окружающей среды, как ее называли экологией, она развивается последовательнее, чем у нас в стране. Когда-то мы предприняли шаги. Я какое-то отношение имел к тому, чтобы экология стала общеобразовательным предметом в общеобразовательных школах. Экология ушла из федерального плана. Представьте себе, я цитирую, лет 5 назад огромное заседание в МГУ, где я работаю, выступает директор астрономического института имени П.К. Штернберга и говорит — а знаете ли вы, что 28% россиян считает, что солнце вращается вокруг земли? Мы ахнули. Он говорит: «А что вы хотите, астрономии уже давно нет». Мы сидим сейчас, а солнце всходит и заходит, оно вращается. Нам надо понять, что картина мировоззренческая, которой обладало мое поколение, оно куда-то улетучилась. И сейчас представители любой религиозной конфессии по существу имеет целостное представление о мире, а атеист, закончивший вуз, очень часто имеет фрагменты этого представления. Когда мы читаем книги, когда мы встречаемся, мы пытаемся достичь полноты нашего мировоззрения, даже меняя его. То, что я покажу, пускай останется для кого-то важным. Это разработано знаменитым европейским институтом окружающей среды, который дает обзоры по всему миру, на русском, на английском. Здесь на экране показан целый ряд видео-экскурсий о том, что происходит на планете в Европе. Справа есть тур, который говорит, что нам нужно не просто наблюдение за параметрами среды, здесь, посмотрите, какие параметры считаются важными в исследовании городов. Что у нас в целостном виде мне неизвестно, что было. Восприятие окружающей среды, технология, инновация, сельскохозяйственная оптимизация. Наконец, управление и расширение, солидарность и ответственность. Есть параметры, которые в мониторинге нам неведомы, потому что они требуют целенаправленной, социологической работы в течение ряда лет, ежегодно 2-3 раза в год. Теперь вам начинают показывать карты. Вот на этих картах показана легенда, что будет происходить с возрастанием населения в Европе. Почему я это показываю? Потому что мы хотим не просто прогноза, а мы хотим понять естественнонаучный, социальный базис для них, на основе чего этот прогноз был взят. Огромное внимание самому подходу и целостности этого. Система придумана так, чтобы ты, получив материал, мог принимать решения.

Вопрос слушателя

Вот то, что мы сейчас видели, это так скажем методика, которой мы можем воспользоваться для того, чтобы получить прогноз по какой-то проблеме, или это просто информация к размышлению, что вот такое развитие нас ожидает.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Мне хотелось ввести вас в круг тех проблем, к которым мы сейчас придем, просто мы об этом не знаем, поэтому был перечень ошибок, которые мы избегаем. Это фильм, в котором мы принимали участие. И так прошло почти 30 лет. Изменилось очень немногое. Сейчас от беспокойства мы переходим к тому, что можно сделать. Оказывается, что за этим беспокойством сложный механизм того, что нам предстоит сделать. Я поэтому сейчас вернусь к слову система. Давайте посмотрим, что мешает перейти от слов и информации к действиям. Я беру ручку и начинаю медленно вращать над головой по часовой стрелке. Сделайте, пожалуйста, тоже самое, возьмите ручки. У кого получилось сразу все время по часовой стрелке? Значит, что изменилось. Изменилась система, которую вы не заметили. Важнейшая проблема - это не учет времени. Когда события идут очень медленно, мы не замечаем, что они произошли. Что нам мешает перейти к действиям? Сейчас еще одну вещь покажу. Пожалуйста, вытяните руки в мою сторону. Слушайте внимательно. Я скажу раз, два, три, слово «хлоп», только тогда хлопать. Внимание! Раз, два, три... За этим обычным фокусом стоит важное объяснение. Мы гораздо больше верим тому, что видим, чем то, что слышим. Когда мы были маленькими, мы копировали поведение взрослых. Но сейчас мы не понимаем, как нам копировать жизнь в городе и какой город нам надо построить, чтобы действительно он нам нравился. Я думаю, что кино вы посмотрели, похлопать-похлопали. Еще один момент я вам предложу. Вы могли бы ко мне подойти? Как Вас зовут?

 

Слушатель

Елена.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Что мы делаем? Пока только смотрим внимательно. Вам необходимо собрать большое количество касаний моего пальца. Теперь все взялись, каждый должен набрать больше количество касаний партнера. Готовы? Начали. (смех в зале)

Считаем... Стоп. Кто набрал больше 10 раз, поднимите руку? Кто набрал больше 15 раз? Кто набрал 10 с партнером, сюда подойдите, пожалуйста. Я могу дать вам еще один шанс, но могу сказать – результат не улучшится. Вы можете сюда подойти? Нам необходимо набрать как можно больше касаний, я вашего пальца, вы моего. Теперь подумайте, как набрать больше? Опять возьмитесь за руки. Приготовились? Начали. Стоп. Кто набрал больше 10, руки поднимаем? Посмотрите сколько рук. Кто больше 15? А кто больше 20? Выйдите сюда, пожалуйста. Берите друг друга за ладони. Так, начали. Покажите, как вы работаете, метод. Не конкурировать, а сотрудничать. То, что я вам предложил, не содержало никакого намека на «либо ты, либо я». Это упражнение, которое мы проводили в разных странах и культурах. У современных жителей этой планеты в голове застряла только конкуренция. Только я или ты. Есть замечательный наш соотечественник философ Кропоткин, у которого есть книга о взаимопомощи в природе. Где он написал, что взаимопомощь в природе не менее развита, чем борьба. Но так сложилась жизнь нашей страны и культуры, что борьба для нас символ, метод, я бы даже сказал единственный правильный метод. Сейчас вы увидели, что за какие-то 1,5 минуты вы сами сообразили, что для того, чтобы набрать высокий результат в разы превышающий начальный, надо кооперироваться. Нам придется осваивать действия, которые раньше не были приняты. Эти упражнения приводят потом к тому, что мы начинаем что-то делать вместе. Мы не готовы что-то вместе сделать, мы начинаем соревноваться. Мы сейчас перейдем к более необычным вещам. У вас есть листы бумаги и ручки. Это попытка ответить на вопрос, решить проблемы, потому что их так много. Оказывается, в области системной динамики, в области обучения людей, есть неизвестные нам приемы и методы. Скажите, какую проблему городскую, воронежскую, бытовую, общую или наоборот какую-то отдельную никак не удается решить.

Ответы слушателей

Пробки. Парковка. Горячая вода. Точечные застройки. Уничтожение парков, скверов. Уничтожение исторических памятников.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Эту схему придумала знаменитая женщина. Это американка, она уже скончалась. Она обладала даром простого объяснения сложных вещей. Она написала брошюрку об экологическом образовании. Я хочу, чтобы вы слушали меня, а смотрели на листик. Возьмите ручки, начинайте вписывать то, что мы сейчас начнем обсуждать. Пример того, как она рекомендует анализировать проблему, находить для нее решение. Итак, мы начнем с проблемы. Вписываем транспортные пробки. Теперь посмотрим налево, там, где факты, что мы имеем. Впишите те факты, которые вам известны. Это рост транспорта, потеря времени, загрязнение окружающей среды. Это универсальные проблемы. Давайте впишем – недостаточно развит общественный транспорт. Теперь уточним, какие цели у нас есть. Мы хотим тратить меньше времени от точки А до Б точки, мы хотим комфорта и ездить только так, как хотим. Кто может мне помочь сформулировать цели. Территориальные удобства, стоимость, чистота курсирования, безопасность. Теперь спускаемся чуть ниже. Что мы хотим видеть? Можем ли мы в простейшей системе описать? Есть ли у нас образ желаемого будущего? Давайте я вам немного помогу. Я бы написал, что время, затраченное мной от дома до работы/учебы, оно должно равняться или быть меньше, чем время, потраченное мной на автомобиле. Я предлагаю критерий времени. По времени это равно частному транспорту или даже меньше времени берет. Это должно быть сравнительно быстрее. Во-вторых, давайте про стоимость скажем. 100 поездок по стандартному маршруту значительно дешевле, чем содержание машины, включая стоимость парковки, страховка, ремонт, заправка. Про безопасность будем говорить? Количество ДТП значительно, вы сами знаете. Общественный транспорт — как правило, меньше ДТП. Спускаемся по нашей табличке вниз — это возможные решения. Какие возможные решения осуществления этой модели вам видятся. Вы полагаете, что метро, выделенная полоса для автобусов, велосипеды, въезд в центр города платный. Смотрите, там написано, варианты политики. Мы с вами назвали очень конкретные вещи. Как мы можем на языке политики сформулировать эти решения. Что мы тут ждем?

Ответы слушателей

Строительство велодорожек, строительство метро или скоростного трамвая, любая политика заключается именно в принятии законов, равноправие исполнения законов между мной и властной структурой. Было предложение городской администрации главной парковки в центре города и въезд в центр города Воронежа для частного транспорта.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Отмечу, что в модели этого пока не было. Скажите, то, что вы назвали, может решить проблему?

Ответы слушателей

Есть еще один вариант. Интеллектуальная транспортная система — это изменение маршрутов, изменение остановок, моделирование транспортных потоков, в том числе использование компьютерных технологий.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Итак, предлагается важный метод. Это метод моделирование проблемы. Смотрим дальше. Давайте посмотрим, какие ценности у нас справа, мы здесь все обозначали. Теперь посмотрим, ресурсы слева. Какие ресурсы у нас есть?

Ответы слушателей

Управление городом, интеллектуальная организация транспортного потока.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Давайте конкретизируем это. Интеллектуальные ресурсы бесценны. Они очень дорого стоят, но платить нечем. Я бы вписал сюда. У нас есть интеллектуальные ресурсы, инструментальные. Статистические ресурсы есть в городе? Скажите, страховые компании есть в городе? Сколько и какие издержки несут страховые компании, выплачивая совершившиеся риски. Есть кто-нибудь из экономистов? Каковы экономические ресурсы для решения этой проблемы? Будет ли это городской бюджет или региональный? Мы мечтатели кремлевские или воронежские или эти ресурсы есть, но они как бы скрыты?

Ответ слушателя

Поскольку я один из разработчиков стратегии развития социально-экономической политики Воронежской области, я должна сказать, как только доходит до разговоров, но ресурсов у нас очень много. У нас планируется по городу минимум 22 развязки в районе пирамиды. Главный архитектор говорит, что тогда все будет замечательно. Я это слушаю очень много лет, а на деле никаких развязок нет. ГАИ, как выяснилось, как административный ресурс совершенно беспомощный. Ничего они сделать не могут. Их власть поддерживает, они просто не в состоянии бороться с теми превышениями, когда вводили автобусные полосы, они надеялись, что что-то разгрузят. Через неделю они принесли доклад инспектора, что они не в состоянии бороться.  

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Мы видим, что нанесение всех этих обозначений, я вас только прошу записывать. Мы видим, что административные ресурсы в связи с массовыми нарушениями не работают. Какие средства — образование, пропаганда готовили людей к этому? Видимо не достаточно. Была ли модель, которая показала, к каким издержкам ведет неприятие этих мер. Сколько стоит час потерянного времени воронежцам? Возможно ли вместе сделать с социологами, психологами мониторинг потери времени? И посчитать их стоимость? Город — сложнейшая структура, мы хотим быть правыми, но только в своем разделе, возникают внутренние противоречия, поэтому нужна обобщающая модель. Этих специалистов очень немного. Можно сделать так. Ресурсы есть, мы недостаточно их учли, ценности есть. Моя задача довести нашу работу до конца. Вариант выбранной политики. Какую политику мы можем выбрать? Вы можете сформулировать Ваше предложение еще раз?

Ответ слушателя

Логически они должны были быть так. Преимущество экологии, в том числе парковок и прочего перед экономикой. А на практике все наоборот и иначе не будет.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Понятно. Атеистка, но верующая. Шутка. Мы привыкли это видеть. Я просил сказать, может ли кто-то предложить выбор? Как в этой ситуации следует действовать?

Ответ слушателя

Для решения этой проблемы денег нет, проблема нерешаемая. Естественное мое предложение — платный въезд в центр города, платные парковки.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Позвольте записать. Политика была выбрана. Это выделение полос, которые игнорировались. Это платный въезд в центр. Дальше сами дописываете. Но я не слышу из ваших речей, что есть центр или департамент транспорта, который имеет ресурсы для координации деятельности остальных. Есть ли общественные организации, например, «Синие ведерки» в Воронеже? Я сюда дописал бы выбор политики. Это общественное движение в поддержку этих вещей. Выполнение имело место и оно неудовлетворительно. Сразу спускаемся к последнему пункту. Там оценка и она неудовлетворительна. Проблема еще есть. Большая часть социальных проблем имеют циклический характер. Поэтому первый цикл мы замкнем и поднимемся по левой стрелке наверх к фактам. Факты мы можем вписать, что не выполнение введенных правил в регионах, затем модель требует коррекции. В ресурсы надо вводить и заказывать системную модель транспортной обеспеченности Воронежа. Это результат того, что произошло. А если пойдем направо, то поймем, что цели сохраняются прежними — это здоровье населения, снижение рисков. Может быть, новые ценности будут введены. Равенство между чиновным народом и простыми, как у нас выражаются, воронежцами сохраняются. Этот отчет, если вы его спокойно допишите, он будет на одном листе, он позволяет предметно обсуждать проблему. Когда Вы все дописали, потратили полчаса, что получилось у Вас?

Ответ слушателя

Получилась модель, как сделать нашу жизнь лучше. То, что мы все проблемы знали. Мнение большинства разное и каждый видит свое. А на бумаге осталась система.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Кто хочет дополнить? Что получилось?

Ответ слушателя

Получился срез проблемы на сегодняшний день. Если относиться критически, то полезность есть, потому что нужно представить весь спектр проблемы, весь спектр того, что мы делали, весь спектр того, что мы будем делать. Стараться решать эту проблему постепенно.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Это упражнение — это показ инструмента. Хорошо, вы пробки выбрали, могли бы еще что-нибудь другое выбрать. Наша задача была поработать с этой не очень сложной схемой. Кто еще хочет высказаться?

Ответ слушателя

Можно сказать, что проблема сама по себе системная. Наверное, одного правильного решения этой проблемы не существует. Проблема застарелая и ее нужно рассматривать в динамике. Развитие города, урбанизация, присоединение 16 пригородных поселков, создание городской агломерации. Здесь уже та старая инфраструктура, которая когда-то создавалась в 70-е годы, она совершенно не справляется с тем количеством автотранспорта, которое занимает в Воронеже одно из первых мест в России на тысячу человек. Уступаем только Московской области.

Ответ слушателя

Вопрос, после выявления проблемы, кто готов отказаться от личного автотранспорта и ездить на общественном? Хотя бы ради примера неделю?

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Я хочу отложить ответ на Ваш вопрос, потому что есть вопросы, которые создают ложную ситуацию. Слушал я несколько раз толкового австрийца, который написал книжку «Как вытащить людей из автомашин?» От него же я тогда услышал, что чем лучше мы делаем дороги, тем больше становится личного транспорта. Вспомним западный Берлин за стеной. Там общественный транспорт. Должны быть опережающие действия администрации, которые отвечают этим ценностям, этим приоритетам.

Ответ слушателя

Для женщины автомобиль — это большая сумка. Там туфли, продукты, дети. Вот все это в автобусе крайне неудобно.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Все эти моменты требуют предметного обсуждения на эту самую картинку. Скажите?

Ответ слушателя

Необязательно есть связь между качеством дорог, потому что если взять европейские столицы, где население больше воронежского. В Вене 2,5 миллионов человек. Никаких пробок нет, четкая организация движения. Здесь проблема в эффективности власти. Смысл проблемы, которую Вы поставили. Мы четко обозначали главную проблему нашего города. Для власти эта проблема должна быть номер 1.

Дмитрий КАВТАРАДЗЕ

Каждый говорит, что ему ближе. Мне ближе тот анализ, который экономисты рассказали. Превращение в системную модель и выбор того сценария, который приемлем по ресурсам. Эти модели не очень распространены. У нас распространены математические модели. То, чем мы будем заниматься сегодня, завтра в «Репном», это именно те модели, которые уже сделаны для разных городов. По транспортным вещам, кто-то уже упомянул про точечные застройки, которые все привели в дезорганизацию. Мы — люди образованные должны понимать, что есть средства воздействия, а некоторых мы не слышали. Поскольку задача была обозначена как проблема мегаполиса, проблемами, которыми мы занимались. Я вернусь к ним перед завершением. Речь идет о том, что Воронеж был административным, культурным, политическим центром огромного региона. Природа сама не может выдержать и компенсировать тот метаболизм веществ, который мы придумали, который мы выбрасываем в воздух, в воду и прочее. Поднимите руку, кто фильтрует воду, перед тем как пить чай или кофе?! Оглянитесь, вот ответ. Но экологии в школах почти нет. Значит, этот риск мы вообще не различаем. Задача образования — подготовка людей к этим полосам — это другая задача. Насильно не удается, показать риски мы можем. У нас есть мусорная игра. Здесь есть отходы — карточки. Я могу на небольшой группе людей показать, как начинают люди себя вести, когда им надо ликвидировать отходы. Простые или радиоактивные отходы. И даже контролировать все это. То, что мы с вами начали, когда мы хлопали, когда мы крутили ручкой над головой. Все это очень странные упражнения. Это говорит о том, что мы не очень контролируем поведение, не всегда замечаем, когда изменяется система. Для той же Вены, о которой Вы говорили, институт системного анализа в Вене давно разработал проект, как рассчитать перевозку опасного груза, например, по территории города. Этого автора я привозил в Москву, в департамент образования. Это вне размышлений находится. Должен быть инструмент, я самый примитивный инструмент показал. Разработка нового типа урбанизации, который мы назвали — экополисом. У города должно быть самообеспечение, рекреационные ресурсы должны быть рядом. Сама среда обитания — то, о чем мы говорили. Я, как и все вы млекопитающий. Я понимаю, что мне нужно свое пространство. Какой инструмент может привести к изменениям этой ситуации. Это создание системной модели, наполнение показателями. И то, что когда-то сделал известный математик Никита Николаевич Моисеев. Он создал модель ядерной зимы. Советский союз и Америка согласились, что в ядерной войне погибнут все, потому что будет -30 градусов. Появляются какие-то экстрадоводы. Их ищут специалисты, ученые, которые могут помочь. Задача была показать, что и на западе была такая же проблема, ее решают иначе. Мы могли бы начать с самых простых вещей. Спасибо, что вы прошли, но это только знакомство, в дальнейшем через «Репное» вы что-то будете узнавать. Мы предлагаем создать шаг за шагом, на это тоже нужны ресурсы, тоже воля, создать модель развития вашего города. Она покажет лимиты, покажет заболеваемость. Есть некоторые закономерные вещи. Как мы видим, на Украине были погромы, появились мародеры. Иногда эти вещи наука позволяет делать с опережением. Было очень интересно услышать ваши комментарии. Должна быть систематическая работа, а не разовый наскок. Спасибо!  

Финансовые попечители:

Благодарим за поддержку: